Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШМИТТ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 68

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Михайловский

ШМИТТ (Schmitt) Карл (11.7.1888, Плет­тен­берг – 7.4.1985, там же), нем. юрист и по­ли­тич. фи­ло­соф. В 1907–15 учил­ся в ун-тах Бер­ли­на, Мюн­хе­на и Страс­бур­га. Проф. в ун-тах Грайф­сваль­да (1921) и Бон­на (1922), Выс­шей тор­го­вой шко­лы в Бер­ли­не (1928). Сбли­зив­шись с Э. Юн­ге­ром и др. дея­те­ля­ми «кон­сер­ва­тив­ной ре­во­лю­ции», Ш. ста­но­вит­ся од­ним из са­мых влия­тель­ных кри­ти­ков Вей­мар­ской рес­пуб­ли­ки и совр. пар­ла­мен­та­риз­ма, от­стаи­ва­ет прин­ци­пы ав­то­ри­тар­но­го го­су­дар­ст­ва и силь­ной пре­зи­дент­ской вла­сти. С 1933 чл. На­цио­нал-со­циа­ли­стич. нем. ра­бо­чей пар­тии, прус. гос. со­вет­ник, проф. Бер­лин­ско­го ун-та (1933–45). По­сле на­па­док в 1936 со сто­ро­ны СС и СД и об­ви­не­ний в «оп­пор­ту­низ­ме» Ш. ли­ша­ет­ся под­держ­ки вла­стей и ухо­дит во «внут­рен­нюю эмиг­ра­цию». В 1945–46 ин­тер­ни­ро­ван амер. вла­стя­ми, ли­шён пра­ва пре­по­да­ва­ния; в даль­ней­шем ра­бо­тал в ка­че­ст­ве сво­бод­но­го учё­но­го.

В ра­бо­тах 1917–32 («По­ли­ти­че­ский ро­ман­тизм», 1919, рус. пер. 2015; «Дик­та­ту­ра. От ис­то­ков со­вре­мен­ной идеи су­ве­ре­ни­те­та до про­ле­тар­ской клас­со­вой борь­бы», 1921, рус. пер. 2005; «По­ли­ти­че­ская тео­ло­гия», 1922, рус. пер. 2000; «Ду­хов­но-ис­то­ри­че­ское со­стоя­ние со­вре­мен­но­го пар­ла­мен­та­риз­ма», 1923, рус. пер. 2000; «Уче­ние о кон­сти­ту­ции», 1928; «Ле­галь­ность и ле­ги­тим­ность», 1932, рус. пер. 2013; «По­ня­тие по­ли­ти­че­ско­го», 1932, рус. пер. 2014, по­сле­сло­вие А. Ф. Фи­лип­по­ва) Ш., рас­смат­ри­вая по­ли­тич. по­ня­тия как се­ку­ля­ри­зов. тео­ло­гич. кон­цеп­ты, в по­ле­ми­ке с пред­ста­ви­те­ля­ми ли­бе­ра­лиз­ма и по­зи­ти­ви­ст­ско­го нор­ма­ти­виз­ма раз­ви­ва­ет кон­цеп­цию «де­ци­зио­низ­ма» (от лат. decisio – ре­ше­ние): ис­хо­дя­щее от су­ве­ре­на (нац. го­су­дар­ст­ва) «аб­со­лют­ное ре­ше­ние», напр. о «чрез­вы­чай­ном по­ло­же­нии» (Ausnah­me­zustand) в слу­чае серь­ёз­ной внут­рен­ней или внеш­ней уг­ро­зы (Ernstfall), не мо­жет быть ог­ра­ни­че­но за­ко­на­ми и впер­вые де­ла­ет воз­мож­ным нор­маль­ное функ­цио­ни­ро­ва­ние пра­во­по­ряд­ка. Ш. про­ти­во­пос­тав­ля­ет субъ­ек­ти­виз­му по­ли­тич. тео­рии ро­ман­тиз­ма (пра­во как «вы­ра­же­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­го на­цио­наль­но­го ду­ха») про­ви­ден­циа­ли­ст­ское по­ни­ма­ние го­су­дар­ст­ва у пред­ста­ви­те­лей ка­то­лич. «контр­ре­во­лю­ции» (Ж. де Местр, Л. Бо­нальд, Х. До­но­со Кор­тес). Ос­но­ву цен­траль­но­го для Ш. по­ня­тия «по­ли­ти­че­ско­го» об­ра­зу­ет «раз­ли­че­ние дру­га и вра­га», ха­рак­те­ри­зую­щее «выс­шую сте­пень ин­тен­сив­но­сти со­еди­не­ния или раз­де­ле­ния» в про­ти­во­стоя­нии «бо­рю­щей­ся со­во­куп­но­сти лю­дей», пре­дель­ным вы­ра­же­ни­ем ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся вой­на, в т. ч. гра­ж­дан­ская. По­ня­тия «гу­ман­но­сти», «спра­вед­ли­во­сти» или «ми­ра» суть для Ш. лишь пред­лог для по­ли­тич. дей­ст­вия, за ко­то­рым кро­ет­ся гос­под­ство од­них групп лю­дей над дру­ги­ми.

По­сле при­хо­да на­цис­тов к вла­сти Ш. раз­ра­ба­ты­ва­ет но­вую тео­рию пра­ва: в от­ли­чие от «де­ци­зио­низ­ма», «кон­крет­ное мыш­ле­ние о по­ряд­ке» обос­но­вы­ва­ет пра­во ис­то­ри­че­ски сло­жив­ши­ми­ся со­ци­аль­ны­ми ин­сти­ту­та­ми. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны Ш. всё бо­лее со­сре­до­то­чи­ва­ет­ся на про­бле­мах ме­ж­ду­нар. пра­ва. Гл. ра­бо­та Ш. позд­не­го пе­рио­да – «Но­мос Зем­ли в пра­ве на­ро­дов jus publicum euro­paeum» (1950, рус. пер. 2008) ис­хо­дит из кон­ца Вест­фаль­ской сис­те­мы ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ний, пред­по­ла­гав­шей вой­ны ог­ра­ни­чен­но­го мас­шта­ба ме­ж­ду су­ве­рен­ны­ми нац. го­су­дар­ст­ва­ми и сра­же­ния ре­гу­ляр­ных ар­мий по ти­пу ду­эли, и ста­вит во­прос о «но­вом но­мо­се Зем­ли». Но­мос (греч. νόμος – за­кон), тол­куе­мый как «един­ст­во по­ряд­ка и ло­ка­ли­за­ции» (Ordnung und Ortung), яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком и ос­но­ва­ни­ем лю­бо­го пра­во­по­ряд­ка. Все по­ряд­ки до гло­ба­ли­за­ции бы­ли су­хо­пут­ны­ми; по­сле от­кры­тия Но­во­го све­та и за­хва­та ко­ло­ний воз­ник пер­вый гло­баль­ный но­мос Зем­ли, ко­то­рый по­ко­ил­ся на оп­ре­де­лён­ном от­но­ше­нии про­стран­ст­вен­ных по­ряд­ков су­ши и мо­ря и слу­жил ос­но­вой для ев­ро­по­цен­трич­но­го ме­ж­ду­нар. пра­ва. Ста­нов­ле­ние но­во­го но­мо­са Зем­ли свя­за­но с тех­нич. ре­во­лю­ци­ей и со­про­во­ж­да­ет­ся по­яв­ле­ни­ем но­во­го из­ме­ре­ния – воз­душ­но­го про­стран­ст­ва, ко­то­рое сти­ра­ет раз­ли­чия су­ши и мо­ря. В си­туа­ции ис­кусств. уни­вер­са­ли­за­ции ме­ж­ду­нар. пра­ва, по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти тех­нич. средств унич­то­же­ния и де­ло­ка­ли­за­ции те­ат­ра во­ен. дей­ст­вий вой­на пре­вра­ща­ет­ся в по­ли­цей­скую ак­цию. Что­бы из­бе­жать дис­кри­ми­на­ции про­тив­ни­ка и гло­баль­ной по­ли­тич. уни­фи­ка­ции, за ко­то­рой, по мыс­ли Ш., сто­ят США, не­об­хо­ди­мо вер­нуть­ся к под­лин­но­му по­ли­тич. плю­ра­лиз­му, ос­но­ван­но­му на су­ще­ст­во­ва­нии мно­же­ст­ва жиз­не­спо­соб­ных «боль­ших про­странств» и со­хра­няю­ще­му клас­сич. пра­во вой­ны с яс­ным раз­ли­че­ни­ем вой­ны и ми­ра, вра­га и пре­ступ­ни­ка.

Ш. ока­зал боль­шое влия­ние на юри­дич. мысль ФРГ, к его по­ли­то­ло­гич. иде­ям ак­тив­но об­ра­ща­ют­ся совр. тео­ре­ти­ки как ле­во­го, так и пра­во­го спек­тра в раз­ных стра­нах ми­ра.

Соч.: Ле­виа­фан в уче­нии о го­су­дар­ст­ве То­ма­са Гоб­бса. СПб., 2006; Тео­рия пар­ти­за­на. М., 2007; Го­су­дар­ст­во и по­ли­ти­че­ская фор­ма. М., 2010; Го­су­дар­ст­во: пра­во и по­ли­ти­ка. М., 2013; Глос­са­рий (фраг­мен­ты) // Со­цио­ло­ги­чес­кое обо­зре­ние. 2010. Т. 9. № 1; 2011. Т. 10. № 1–3; 2013. T. 11. № 3; 2013. Т. 12. № 2.

Лит.: Bendersky J. W. C. Schmitt: Theorist for the Reich. Princeton, 1983; Noak P. C. Schmitt: eine Biographie. Fr./M.; B., 1993; Balakrishnan G. The enemy: An intellectual portrait of C. Schmitt. N. Y., 2000; Mehring R. C. Schmitt: Aufstieg und Fall. Eine Biographie. Münch., 2009; Май­ер Х. К. Шмитт, Л. Штра­ус и «По­ня­тие по­ли­ти­че­ско­го». О диа­ло­ге от­сут­ст­вую­щих. М., 2012; Бе­нуа А. Д. К. Шмитт се­го­дня. М., 2013; Meier H. Die Lehre C. Schmitts. 4. Aufl. Stuttg., 2013.

Вернуться к началу