Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТИК ЛЮДВИГ ИОГАНН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 130

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Стрельникова

ТИК (Tieck) Люд­виг Ио­ганн (31.5.1773, Бер­лин – 28.4.1853, там же), нем. пи­са­тель, из­да­тель. Сын ре­мес­лен­ни­ка. Изу­чал тео­ло­гию, фи­ло­ло­гию, ис­то­рию ис­кусств в Гал­ле, Гёт­тин­ге­не, Эр­лан­ге­не (1792–94). Один из са­мых яр­ких пред­ста­ви­те­лей нем. ро­ман­тиз­ма, Т. в ран­ней юно­сти пи­сал дра­мы и рас­ска­зы, сле­дуя мод­ным ув­ле­че­ни­ям аван­тюр­ны­ми и ры­цар­ски­ми сю­же­та­ми. Был дру­жен с В. Г. Ва­кен­ро­де­ром. Пер­вое круп­ное про­из­ве­де­ние – эпи­сто­ляр­ный ро­ман «Ис­то­рия гос­по­ди­на Виль­я­ма Ло­ве­ля» («Die Geschichte des Herrn William Lo­vell», 1795–96), в ко­то­ром под­верг кри­ти­ке идеа­лы ра­цио­на­лиз­ма. Пу­те­ше­ст­вие по го­ро­дам Ба­ва­рии и зна­ком­ст­во с па­мят­ни­ка­ми ис­кус­ст­ва Сред­не­ве­ко­вья и ба­рок­ко пре­ло­ми­лись в ро­ма­не «Стран­ст­вия Фран­ца Штерн­баль­да» («Franz Sternbald’s Wanderungen», 1798, рус. пер. 1987), об­ра­щён­ном к со­бы­ти­ям нем. ис­то­рии 16 в. Пу­те­ше­ст­вие гл. ге­роя – жи­во­пис­ца из Нюрн­бер­га в Рим пре­вра­ща­ет­ся в сим­вол твор­че­ско­го и лич­но­ст­но­го ста­нов­ле­ния ху­дож­ни­ка, при­чём, в от­ли­чие от про­све­ти­тель­ско­го ро­ма­на, стран­ст­вие по­ни­ма­ет­ся не как про­цесс со­циа­ли­за­ции, но как путь к сво­ей под­лин­ной ин­ди­ви­ду­аль­но­сти. Ро­ман, вы­звав­ший вос­хи­ще­ние брать­ев Ф. Шле­ге­ля и А. В. Шле­ге­ля, а так­же Ф. О. Рун­ге, стал во­пло­ще­ни­ем эс­те­тич. идеа­лов йен­ско­го ро­ман­тиз­ма.

Т. – один из ос­но­во­по­лож­ни­ков нем. лит. сказ­ки. За­мет­ную роль в ис­то­рии нем. ро­ман­тиз­ма сыг­ра­ли сказ­ки и ко­ме­дии Т., вклю­чён­ные на­ря­ду с об­ра­бот­ка­ми фольк­лор­ных про­из­ве­де­ний и ис­то­рич. хро­ни­ка­ми в сб-ки «На­род­ные сказ­ки, из­дан­ные Пе­те­ром Ле­бе­рех­том» («Volksmährchen, herausgegeben von Pe­ter Leberecht», Bd 1–3, 1797, имя из­да­те­ля вы­мыш­ле­но). Зна­чит. ре­зо­нанс име­ла мис­тич. сказ­ка «Бе­ло­ку­рый Эк­берт» («Der blonde Eckbert», 1797, рус. пер. 1836), в ко­то­рой че­ло­ве­че­ская жизнь пред­став­ле­на как не­умо­ли­мый про­цесс ут­ра­ты чис­то­ты и не­по­сред­ст­вен­но­сти. В ко­ме­ди­ях Т., пред­став­ляю­щих со­бой па­ро­дии на ме­щан­скую дра­му, от­чёт­ли­во про­явил­ся иг­ро­вой ха­рак­тер его твор­че­ст­ва: «Кот в са­по­гах» («Der gestiefelte Kater», 1797, рус. пер. 1916), «Мир на­из­нан­ку» («Die verkehrte Welt», 1799), «Принц Цер­би­но» («Prinz Zerbino», 1799). Бу­ду­чи це­ни­те­лем твор­че­ст­ва У. Шек­спи­ра и К. Гоц­ци, Т. ак­тив­но ис­поль­зо­вал при­ём «те­ат­ра в те­ат­ре», вво­дил бур­ле­ск­ные эпи­зо­ды, вклю­чал в дей­ст­вие пьес, на­ря­ду с ак­тё­ра­ми, и зри­те­лей, за­ло­жив ос­но­вы тра­ди­ции раз­ру­ше­ния сце­нич. ил­лю­зии.

Сре­ди др. про­из­ве­де­ний Т. – ро­ман «Фан­та­зус» («Phantasus», 1812–16), ис­то­рич. дра­мы «Жизнь и смерть свя­той Ге­но­ве­вы» («Leben und Tod der heiligen Genoveva», 1800), «Им­пе­ра­тор Ок­та­ви­ан» («Kaiser Octavianus», 1804, сокр. рус. пер. 1877), «Фор­ту­нат» («Fortu­nat», 1815, изд. в 1828, рус. пер. 1831), ис­то­рич. ро­ман «Вит­то­рия Ак­ко­ром­бо­на» («Vittoria Accorombona», 1840, сокр. рус. пер. 1841, рус. пер. 2002). По­лу­чил из­вест­ность как из­да­тель со­чи­не­ний Но­ва­ли­са, Г. фон Клей­ста, Я. М. Р. Лен­ца; пе­ре­во­дчик про­из­ве­де­ний М. де Сер­ван­те­са и Шек­спи­ра; со­би­ра­тель и из­да­тель ср.-век. нем. по­эзии; ав­тор ста­тей о И. В. Гё­те, Шек­спи­ре, эс­се о те­ат­ре и др. Об­ла­дал не­за­уряд­ны­ми ак­тёр­ски­ми дан­ны­ми, вы­сту­пал как чтец ху­дож. про­из­ве­де­ний.

Соч.: Schriften. B., 1966. Bd 1–28; [В кн.:] Из­бран­ная про­за не­мец­ких ро­ман­ти­ков. М., 1979. Т. 1; Werke. B.; Weimar, 1985. Bd 1–2.

Лит.: Paulin R. L. Tieck. Stuttg., 1987; Sche­rer S. Witzige Spiegelmälde: Tieck und das Dra­ma der Romantik. B.; N. Y., 2003; Тка­че­ва Е. А. Те­атр Л. И. Ти­ка: ре­кон­ст­рук­ция по­ста­но­воч­но­го ме­то­да Л. И. Ти­ка на ма­те­риа­ле его дра­ма­тур­гии. СПб., 2010.

Вернуться к началу