Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТА́ЦИЙ ПУБЛИЙ ПАПИНИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 207

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Е. Кузнецов

СТА́ЦИЙ Пуб­лий Па­пи­ний (Publius Pa­pi­ni­us Statius) (ок. 45, Не­аполь – 96, там же), др.-рим. по­эт. Из знат­ной, но обед­нев­шей се­мьи; сын по­эта. Про­вёл мо­ло­дость в Не­апо­ле, с кон. 70-х гг. в Ри­ме; ок. 95 вер­нул­ся в Неа­поль. Пуб­лич­ная по­этич. карь­е­ра С. на­ча­лась с по­бе­ды на Иг­рах Ав­гу­ста (78?). Гл. про­из­ве­де­ние – эпич. по­эма в 12 кн. «Фи­ваи­да» («Thebais», окон­че­на к 91–92; рус. пер. 1991), по­свя­щён­ная борь­бе ме­ж­ду сы­новь­я­ми Эди­па – По­ли­ни­ком и за­хва­тив­шим власть в Фи­вах Эте­ок­лом, ко­то­рая, по­ми­мо Го­ме­ра и Вер­ги­лия, от­ра­зи­ла влия­ние Ови­дия и Лу­ка­на, а так­же, воз­мож­но, греч. ли­рич. по­эзии. Сю­жет по­эмы ис­кус­но вы­стро­ен, опи­са­ния мо­ти­ва­ций и пе­ре­жи­ва­ний ге­ро­ев под­роб­ны и пси­хо­ло­ги­че­ски убе­ди­тель­ны. Из­вест­ность сни­скал сбор­ник не­боль­ших по­этич. экс­пром­тов «Силь­вы» («Silvae», 32 сти­хо­тво­ре­ния, кн. 1–3 изд. в 92–94; кн. 4 изд. в 95, 5-я кн. изд. посм.), на­пи­сан­ных б. ч. дак­ти­лич. гек­са­мет­ром (ис­поль­зу­ют­ся так­же фа­ле­кий, сап­фи­че­ская стро­фа и ал­кее­ва стро­фа); сти­хо­тво­ре­ния по­свя­ще­ны со­бы­ти­ям из жиз­ни дру­зей и по­кро­ви­те­лей С., зна­чит. ме­сто за­ни­ма­ет про­слав­ле­ние До­ми­циа­на. Не­смот­ря на то что фор­ма и со­дер­жа­ние сбор­ни­ка за­ви­сят от ри­то­рич. об­раз­цов (дру­же­ских по­сла­ний, опи­са­ний, уте­ше­ний), С. ис­кус­но пе­ре­дал чув­ст­ва и пе­ре­жи­ва­ния, точ­но изо­бра­зил ха­рак­те­ры. В кон­це жиз­ни С. об­ра­тил­ся к на­пи­са­нию эпич. по­эмы «Ахил­леи­да» («Achil­leis»); её со­хра­нив­ший­ся от­ры­вок (пер­вые 1127 сти­хов; рус. пер. 2011) на­пи­сан по об­раз­цу эпил­лия и со­дер­жит раз­вёр­ну­тое из­ло­же­ние ми­фа об Ахил­ле. По­эзия С. поль­зо­ва­лась ус­пе­хом у со­вре­мен­ни­ков. Ан­тич­ные грам­ма­ти­ки ци­ти­ро­ва­ли его как об­раз­цо­во­го пи­са­те­ля; в сред­ние ве­ка эпос С. был сре­ди наи­бо­лее чи­тае­мых лат. тек­стов. Под име­нем Лак­тан­ция Пла­ци­да со­хра­ни­лись ком­мен­та­рии к «Фи­ваи­де» и «Ахил­леи­де». Сю­жет «Фи­ваи­ды» по­ло­жен в ос­но­ву франц. ры­цар­ско­го ро­ма­на «Ро­ман о Фи­вах»; зна­чи­тель­но влия­ние С. на эпос Воз­ро­ж­де­ния (Ф. Пет­рар­ка, Дж. Бок­кач­чо и др.).

Соч.: Opera / Ed. A. Klotz. Lpz., 1898–1911. Vol. 1–3; [В кн.:] Ан­тич­ные по­эты об ис­кус­ст­ве. Л., 1938; [В кн.:] Пар­нас: Ан­то­ло­гия ан­тич­ной ли­ри­ки. М., 1980; [В кн.:] По­эты им­пер­ско­го Ри­ма. М., 2013.

Лит.: McNelis Ch. Statius’ Thebaid and the poetics of civil war. Camb., 2007; Fantuzzi M. Achilles in love: Intertextual studies. Oxf., 2012.

Вернуться к началу