Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РО́ДЧЕНКО АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

Авторы: А. Н. Лаврентьев
А. М. Родченко. «Беспредметная композиция». 1918. Русский музей (С.-Петербург).

РО́ДЧЕНКО Алек­сандр Ми­хай­ло­вич [23.11(5.12).1891, С.-Пе­тер­бург – 3.12.1956, Мо­ск­ва], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, фо­то­граф, ди­зай­нер, сце­но­граф. Муж В. Ф. Сте­па­но­вой. Учил­ся в Ка­зан­ской ху­дож. шко­ле (1910–14) у Н. И. Фе­ши­на, в СХПУ в Мо­ск­ве (1914–16). Один из ор­га­ни­за­то­ров проф­сою­за ху­дож­ни­ков-жи­во­пис­цев и сек­ре­тарь его Ле­вой фе­де­ра­ции (1917–18), зав. Му­зей­ным бю­ро и чл. ху­дож. кол­ле­гии при От­де­ле ИЗО Нар­ком­про­са (1918–21), зав. Жи­во­пис­ной куль­ту­ры му­зе­ем (1922), со­труд­ник и один из ор­га­ни­за­то­ров Ин­сти­ту­та ху­до­же­ст­вен­ной куль­ту­ры (Ин­хук, 1920–24); чл. групп «Кон­струк­ти­ви­сты» (1920–24), «Ок­тябрь» (1930–32) и др., объ­е­ди­не­ния «Ле­вый фронт ис­кусств» (ЛЕФ). Рас­смат­ри­вая иск-во как изо­бре­те­ние но­вых форм и тех­ник, счи­тал свои ра­бо­ты, ог­ра­ни­чен­ные ми­ни­маль­ны­ми гео­мет­ри­зи­ров. фор­ма­ми и вы­ра­зит. сред­ст­ва­ми, эта­па­ми экс­пе­ри­мен­та. С 1915 Р. ис­пол­нял се­рии аб­ст­ракт­но-гео­мет­рич. ком­по­зи­ций в жи­во­пи­си, гра­фи­ке, объ­ём­но-про­стран­ст­вен­ных кон­ст­рук­ци­ях; с 1917 иссле­до­вал плос­кость как жи­во­пис­ную фор­му, фак­ту­ру («Бес­пред­мет­ное: чёр­ное на чёр­ном», 1918, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк); в 1921 на вы­став­ке «5×5=25» экс­по­ни­ро­вал мо­но­хром­ные кар­ти­ны, под­во­дя­щие итог его жи­во­пис­ным ис­ка­ни­ям. Об­ра­тив­шись к про­из­вод­ст­вен­но­му ис­кус­ст­ву, стал од­ним из ос­но­ва­те­лей кон­ст­рук­ти­виз­ма в по­ли­гра­фии, рек­ла­ме (пла­кат), ди­зай­не. За­ни­мал­ся фо­то­гра­фи­ей в 1924–41 (порт­ре­ты, экс­пе­рим. сним­ки). Со­труд­ни­чал с жур­нала­ми «Ки­но-фот», «ЛЕФ», «Но­вый ЛЕФ», «СССР на строй­ке» и др., офор­мил из­да­ния книг В. В. Мая­ков­ско­го, Н. Н. Асее­ва. В гра­фи­ке ак­тив­но при­ме­нял фо­то­мон­таж. Для сов. раз­де­ла Ме­ж­ду­нар. вы­став­ки де­ко­ра­тив­но­го иск-ва и ху­дож. пром-сти в Па­ри­же (1925) Р. соз­дал ин­терь­ер ра­бо­че­го клу­ба. Ху­дож­ник ря­да филь­мов и спек­так­лей, в т. ч. «Клоп» В. В. Мая­ков­ско­го (совм. с Ку­кры­ник­са­ми, реж. В. Э. Мей­ер­хольд, 1929, Те­атр им. Мей­ер­холь­да, Мо­ск­ва). Пре­по­да­вал тео­рию жи­во­пи­си в шко­ле-мас­тер­ской моск. Про­лет­куль­та (1918), во Вху­те­ма­се – Вху­теи­не (1920–30; проф.); в 1932 вёл курс фо­то­гра­фии в Моск. по­ли­гра­фич. ин-те.

Соч.: Ста­тьи. Вос­по­ми­на­ния. Ав­то­био­гра­фи­че­ские за­пис­ки. Пись­ма. М., 1982.

Лит.: Karginov G. A. Rodchenko. L., 1979; Khan-Magomedov S. O. Rodchenko: The com­plete work. Camb., 1986; А. Род­чен­ко, В. Сте­па­но­ва. Бу­ду­щее – един­ст­вен­ная на­ша цель... Кат. вы­став­ки. Мюн­хен, 1991; А. Род­чен­ко. Фо­то­гра­фия – ис­кус­ст­во: [кни­га-аль­бом]. М., 2006; Лав­рен­ть­ев А. Н. А. Род­чен­ко. М., 2007; В го­стях у Род­чен­ко и Сте­па­но­вой! М., 2014.

Вернуться к началу