Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАСПЯ́ТИЕ

Авторы: А. В. Пожидаева (раннехристианская и западноевропейская иконография), М. В. Гринберг (византийская и древнерусская иконография)

РАСПЯ́ТИЕ, ис­то­рич. вид смерт­ной каз­ни – при­гво­ж­де­ние или при­вя­зы­ва­ние при­го­во­рён­но­го к смер­ти че­ло­ве­ка к де­ре­вян­но­му кре­сту. При­ме­ня­лось в Ва­ви­ло­нии, Древ­ней Гре­ции, Па­ле­сти­не, Кар­фа­ге­не, ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лучи­ло в Древ­нем Ри­ме, где ста­ло осн. ви­дом по­зор­ной и му­чи­тель­ной каз­ни. Че­рез Р. каз­ни­ли осо­бо опас­ных пре­ступ­ни­ков (бун­тов­щи­ков, из­мен­ни­ков, во­ен­но­плен­ных, раз­бой­ни­ков, бег­лых ра­бов). В Рим. им­пе­рии Р. су­ще­ст­во­ва­ло до сер. 4 в. Для Р., как пра­ви­ло, ис­поль­зо­вал­ся Т-об­раз­ный крест (crux com­missa), а так­же про­стой вер­ти­каль­ный столб (crux sim­plex), два пе­ре­кре­щён­ных бру­са (один вер­ти­каль­ный, дру­гой го­ри­зон­таль­ный; crux immissa), X-об­раз­ный крест (crux decussata).

Со­глас­но Еван­ге­лию, Р. был под­верг­нут Ии­сус Хри­стос. По­сле­до­вав­шие за Р. со­ше­ст­вие во ад и Вос­кре­се­ние Хри­сто­во оз­на­ме­но­ва­ли по­бе­ду Хри­ста над смер­тью и спа­се­ние че­ло­ве­че­ско­го ро­да. Т. о., крест, на ко­то­ром был рас­пят Хри­стос, – Крест Гос­по­день – для хри­сти­ан из ору­дия каз­ни стал сим­во­лом спа­се­ния, та­ким же сим­во­лом ста­ло и изо­бра­же­ние Рас­пя­тия Ии­су­са Хри­ста.

Иконография Распятия Иисуса Христа

Те­ма Р. – од­на из наи­бо­лее рас­простра­нён­ных в хри­сти­ан­ском иск-ве. До 5 в. Р. изо­бра­жа­лось ино­ска­за­тель­но: в ви­де Кре­ста с тер­но­вым вен­цом, Кре­ста с по­лу­фи­гу­рой Хри­ста над ним. Пер­вые бу­к­валь­ные изо­бра­же­ния Р. от­но­сят­ся ко 2-й четв. 5 в. (сце­ны Стра­стей, сло­но­вая кость, Бри­тан­ский му­зей, Лон­дон; рель­еф две­рей ба­зи­ли­ки Сан­та-Са­би­на в Ри­ме).

«Распятие». Рельеф дверей базилики Санта-Сабина в Риме. 2-я четв. 5 в.

С 6 в. ви­зант. ико­но­гра­фия Р. сле­до­ва­ла стан­дарт­ной схе­ме, вклю­чав­шей об­ра­зы рас­пя­то­го Хри­ста, пред­стоя­щих Ио­ан­на Бо­го­сло­ва, Бо­го­ма­те­ри и свя­тых жён, а так­же де­та­ли, ука­зан­ные в тек­стах Еван­ге­лий: Гол­го­фу, фи­гу­ру сот­ни­ка Лон­ги­на, прон­заю­ще­го реб­ро Хри­ста, сим­во­лич. изо­бра­же­ния стен Ие­ру­са­ли­ма, солн­ца и лу­ны по сто­ро­нам от Кре­ста и др. На па­мят­ни­ках 6–9 вв. те­ло Хри­ста изо­бра­жа­лось пря­мым, а Его гла­за от­кры­ты­ми, чем под­чёр­ки­ва­лась идея три­ум­фа над смер­тью (Рос­сан­ский ко­декс, 6 в., Епар­хи­аль­ный му­зей цер­ков­но­го иск-ва, Рос­са­но). Не­ред­ко Хри­стос об­ла­чён в пур­пур­ный хи­тон с зо­ло­ты­ми кла­ва­ми, ат­ри­бу­та­ми про­по­вед­ни­ка (Еван­ге­лие Рав­ву­лы, 586, Б-ка Лау­рен­циа­на, Фло­рен­ция). К 8 в. от­но­сит­ся уни­каль­ная ико­на «Рас­пя­тие» (Си­най­ский мон. Св. Ека­те­ри­ны), на ко­то­рой Хри­стос пред­став­лен в тер­но­вом вен­це. В по­слеи­ко­но­бор­че­ский пе­ри­од те­ло Хри­ста изо­бра­жа­ют в мо­мент смер­ти: по­ник­шим, с за­кры­ты­ми гла­за­ми, чем под­чёр­ки­ва­ет­ся че­ло­ве­че­ская при­ро­да Спа­си­те­ля и Его стра­да­ния на Кре­сте. Скорбь Бо­го­ма­те­ри при­об­ре­та­ет бо­лее экс­прес­сив­ный ха­рак­тер (рос­пи­си ц. Бо­го­ма­те­ри в Сту­де­ни­це, ок. 1200). Об­раз Р. вхо­дит в сис­те­му де­ко­ра­ции ср.-ви­зант. хра­ма и ста­но­вит­ся од­ним из клю­че­вых эпи­зо­дов Стра­стей Хри­сто­вых и Его Вос­кре­се­ния (мо­заи­ки церк­вей Оси­ос-Лу­кас в Фо­ки­де, 1030–40; Неа-Мо­ни на о. Хи­ос, 1049–56).

«Распятие». Икона московской школы. Кон. 14 в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (Москва).

Др.-рус. иск-во про­дол­жи­ло ви­зант. тра­ди­цию ико­но­гра­фии Р. Не­пре­мен­ны­ми ат­ри­бу­та­ми сце­ны Р. яв­ля­ют­ся Гол­го­фа с пе­ще­рой, в ко­то­рой на­хо­дит­ся че­реп Ада­ма, и сте­ны Ие­ру­са­ли­ма (ико­на из празд­нич­но­го ря­да ико­но­ста­са Софий­ско­го собора в Нов­го­ро­де, сер. 14 в., со­бра­ние Нов­го­род­ско­го му­зея-за­по­вед­ни­ка). Ред­ким ико­но­гра­фич. мо­ти­вом ико­ны «Рас­пя­тие» Дио­ни­сия (ок. 1500, ГТГ) яв­ля­ет­ся изо­бра­же­ние Церк­ви и Си­на­го­ги, сим­во­ли­зи­рую­щих три­умф Но­во­го За­ве­та. Позд­ние изо­бра­же­ния «Рас­пя­тия с пред­стоя­щи­ми» встре­ча­ют­ся и в хра­мо­вой пла­сти­ке (см. Перм­ская де­ре­вян­ная скульп­ту­ра).

В зап.-хри­сти­ан­ском иск-ве изо­бра­же­ния Р. в осн. чер­тах сле­ду­ют ви­зант. ико­но­гра­фии. В нач. 12 в. по­яв­ля­ет­ся мо­тив Р. – Дре­во жиз­ни (мо­заи­ка ап­си­ды ц. Сан-Кле­мен­те в Ри­ме, 1128), под влия­ни­ем трак­та­та св. Бо­на­вен­ту­ры эта ком­по­зи­ция ста­но­вит­ся осо­бен­но по­пу­ляр­ной в кон. 13–14 вв. (фре­ски Т. Гад­ди в тра­пез­ной ц. Сан­та-Кро­че во Фло­рен­ции, 1330-е гг.). Культ св. Фран­ци­ска Ас­сиз­ско­го спо­соб­ст­во­вал рас­про­стра­не­нию ти­па Рас­пя­то­го с крыль­я­ми хе­ру­ви­ма в сце­не «Стиг­ма­ти­за­ция св. Фран­ци­ска». С кон. 12 в. под ви­зант. влия­ни­ем по­яв­ля­ет­ся изо­бра­же­ние умер­ше­го на кре­сте Хри­ста (эма­ли Кло­стер­ной­бург­ско­го ал­та­ря, 1181, мон. Кло­стер­ной­бург, Ав­ст­рия); с нач. 13 в. фор­миру­ет­ся «го­ти­че­ский» тип Р. – умер­ший Хри­стос, скло­нив­ший го­ло­ву впра­во, изо­бра­жа­ет­ся на вы­со­ком уз­ком кре­сте о трёх гвоз­дях (ступ­ни ног при­би­ты вме­сте, до это­го вре­ме­ни Р. изо­бра­жа­ют с 4 гвоз­дя­ми, ко­гда но­ги Рас­пя­то­го при­би­ты к ши­ро­ко­му кре­сту по от­дель­но­сти). Этот тип ста­но­вит­ся осо­бен­но экс­прес­сив­ным в иск-ве позд­ней го­ти­ки и Се­вер­но­го Воз­ро­ж­де­ния, обо­га­ща­ет­ся де­та­ля­ми из тек­ста «Не­бес­ных от­кро­ве­ний» св. Бир­гит­ты («Изен­гейм­ский ал­тарь» М. Грю­не­валь­да, 1515, Му­зей Ун­тер­ден­лин­ден, Коль­мар).

Лит.: Bréhier L. Les origines du Crucifix dans l’art religieux. 3 éd. P., 1908; Thoby P. Le Crucifix des origines au Concile de Trente: étude iconographique. Nantes, 1959; Grabar A. Les voies de la création en iconographie chrétienne. P., 1994; Neff A. The pain of compassion: Mary’s labor at the foot of the cross // Art Bulletin. 1998. Vol. 80. № 2; Landsberg J. L’art en Croix: le thème de la Crucifixion dans l’histoire de l’art. Tournai, 2001; Бель­тинг Х. Об­раз и культ. М., 2002.

Вернуться к началу