Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАСИ́Н ЖАН БАТИСТ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 224-225

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Голубков

РАСИ́Н (Racine) Жан Ба­тист (21.12.1639, Ла-Фер­те-Ми­лон, граф­ст­во Ва­луа, ны­не в деп-те Эн – 21.4.1699, Па­риж), франц. дра­ма­тург, чл. Франц. ака­де­мии (1673). Из се­мьи чи­нов­ни­ка. В 3 го­да ос­тал­ся си­ро­той; вос­пи­ты­вал­ся ба­буш­кой, ис­по­ве­до­вав­шей ян­се­низм. В 1655–59 обу­чал­ся в ян­се­ни­ст­ском мон. Пор-Ро­яль; во вре­мя учёбы на­чал пи­сать сти­хи на лат. и франц. язы­ках. Из­вест­ность в при­двор­ных кру­гах сни­ска­ли га­лант­ные оды в ду­хе ба­рок­ко «Ним­фа Се­ны» («Ode а̀ la nymphe de la Seine à la Reyne», 1660; по­свя­ще­на бра­ку Лю­до­ви­ка XIV и Ма­рии Те­ре­зии) и «На вы­здо­ров­ле­ние Ко­ро­ля» («Ode sur la convalescence du Roi», 1663). В 1661–63 жил в г. Юзес, без­ус­пеш­но пы­тал­ся по­лу­чить цер­ков­ные бе­не­фи­ции. С воз­вра­ще­ни­ем в Па­риж (1663) стал за­мет­ной фи­гу­рой свет­ских са­ло­нов; был близ­ко зна­ком с Ж. Ла­фон­те­ном, дру­жил с Н. Буа­ло, по про­тек­ции Ж. Ша­п­ле­на и Ж. Б. Коль­бе­ра по­лу­чил ко­ро­лев­скую пен­сию. Не­смот­ря на не­до­воль­ст­во ян­се­ни­стов, ус­мат­ри­вав­ших в те­ат­ре ис­точ­ник нравств. пор­чи, Р., от­час­ти под влия­ни­ем Моль­е­ра, об­ра­тил­ся к со­чи­не­нию пьес. Пер­вая со­хра­нив­шая­ся тра­ге­дия «Фи­ваи­да, или Бра­тья-со­пер­ни­ки» («La Thébaїde ou les frères ennemis», по­став­ле­на труп­пой Моль­е­ра в 1664; о судь­бе де­тей Эди­па) соз­да­на в под­ра­жа­ние ге­ро­ич. тра­ге­ди­ям П. Кор­не­ля и га­лант­ным пье­сам Ф. Ки­но. Ис­то­рич. тра­ге­дия «Алек­сандр Ве­ли­кий» («Alexandre le Grand», по­став­ле­на труп­пой Моль­е­ра в 1665), пред­ста­вив­шая Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го в об­ра­зе га­лант­но­го лю­бов­ни­ка, ста­ла сим­пто­мом на­рас­тав­шей по­ле­ми­ки Р. с Кор­не­лем и от­ка­за от ге­ро­ич. сю­же­тов.

1667–77 – пе­ри­од наи­выс­шей творч. ак­тив­но­сти Р., ко­то­ро­му по­кро­ви­тель­ст­во­вал Лю­до­вик XIV. Не­смот­ря на по­пу­ляр­ность един­ст­вен­ной ко­ме­дии «Су­тя­ги» («Les plaideurs», 1668, в рус. пер. 1797 – «Че­ло­бит­чи­ки»), соз­дан­ной в ду­хе Ари­сто­фа­на и вы­смеи­вав­шей франц. су­до­про­из­вод­ст­во, Р. во­шёл в ис­то­рию франц. лит-ры как тра­ге­дио­граф. В сни­скав­шей шум­ный ус­пех тра­ге­дии «Ан­дро­ма­ха» («Andromaque», пост. в 1667; рус. пер. 1794) Р. раз­ра­бо­тал но­ва­тор­ские для эс­те­ти­ки франц. клас­си­циз­ма тип ге­роя и прин­ци­пы по­строе­ния сю­же­та. При­ни­мая трёх единств тео­рию, он в зна­чит. сте­пе­ни уси­лил пси­хо­ло­гизм тра­ге­дии, вы­дви­нув на пер­вый план кон­фликт стра­сти, раз­ру­ши­тель­ной и ос­ле­п­ляю­щей, и нрав­ст­вен­но­го дол­га, и со­сре­до­то­чил­ся на изо­бра­же­нии че­ло­ве­ка мя­ту­ще­го­ся и стра­даю­ще­го – не та­ко­го, ка­ким он дол­жен быть (как у Кор­не­ля), а та­ко­го, ка­ков он есть со свои­ми сла­бо­стя­ми (след­ст­вие ус­во­ен­но­го ян­се­ни­ст­ско­го пред­став­ле­ния о пре­до­пре­де­ле­нии и из­на­чаль­но гре­хов­ной при­ро­де че­ло­ве­ка), а по­то­му вы­зы­ваю­ще­го со­стра­да­ние. Вы­дви­же­ние на пер­вый план пе­ре­жи­ва­ний дей­ст­вую­щих лиц по­зво­ли­ло Р. све­сти внеш­нее дей­ст­вие к ми­ни­му­му и зна­чи­тель­но уп­ро­стить сю­жет.

По­этич. прин­ци­пы, раз­ра­бо­тан­ные Р. в «Ан­дро­ма­хе», бы­ли во­пло­ще­ны им и в по­сле­дую­щих тра­ге­ди­ях. В по­ли­тич. тра­ге­дии «Бри­та­ник» («Britannicus», пост. в 1669, рус. пер. 1836) на при­ме­ре одер­жи­мо­го стра­стя­ми Не­ро­на по­ка­за­но ро­ж­де­ние дес­по­тич. вла­сти. На­пи­сан­ная так­же на сю­жет из др.-рим. ис­то­рии «Бе­ре­ни­ка» («Bérénice», пост. в 1670) ста­ла един­ст­вен­ной тра­ге­ди­ей Р., в ко­то­рой ге­рои, из­брав путь са­мо­по­жерт­во­ва­ния, су­ме­ли обуз­дать свои стра­сти. В пре­ди­сло­вии к «Бе­ре­ни­ке» Р. вы­сту­пил про­тив ге­ро­ич. эс­те­ти­ки Кор­не­ля, ут­вер­ждая прин­ци­пы про­сто­ты, ка­мер­но­сти дей­ст­вия и его прав­до­по­до­бия (апел­ли­руя к кор­не­лев­ско­му «Си­ду», Р. кри­ти­ку­ет на­гро­мо­ж­де­ние со­бы­тий, вы­пав­ших на до­лю ге­роя за один день). От­ме­чен­ная эле­гич. ин­то­на­ци­ей, ли­шён­ная ри­то­рич. па­фо­са пье­са име­ла боль­шой ус­пех; Р. одер­жал по­бе­ду в со­стя­за­нии с Кор­не­лем, вы­сту­пив­шим то­гда же с тра­ге­ди­ей «Тит и Бе­ре­ни­ка».

Тра­ге­дия «Бая­зет» («Bajazet», пост. в 1672, рус. пер. 1827) сви­де­тель­ст­во­ва­ла об ув­ле­че­нии Р. вост. куль­ту­рой (дей­ст­вие пе­ре­не­се­но в Тур­цию 17 в.); в ней за­тро­ну­ты те­мы, свя­зан­ные с ти­ра­нич. вла­стью и гу­би­тель­ным воз­дей­ст­ви­ем стра­стей (сул­тан­ша Рок­со­ла­на влюб­ле­на в бра­та сво­его му­жа). Тра­ге­дия «Мит­ри­дат» («Mithridate», 1673; рус. пер. 1813) о судь­бе Мит­ри­да­та VI Ев­па­то­ра бы­ла вы­со­ко оце­не­на Лю­до­ви­ком XIV, но ши­ро­ко­го при­зна­ния не по­лу­чи­ла. Тра­ге­дия «Ифи­ге­ния» («Iphigénie», пост. в 1674, рус. пер. 1796) оз­на­ме­но­ва­ла со­бой воз­вра­ще­ние Р. к ми­фо­ло­гич. сю­же­там. Вер­ши­на твор­че­ст­ва Р. – лю­бов­но-пси­хо­ло­гич. тра­ге­дия «Фед­ра» («Phèdre», пост. в 1677, рус. пер. 1805), в ко­то­рой Р. пред­ста­вил об­раз одер­жимой пре­ступ­ной лю­бов­ной стра­стью жен­щи­ны, глу­бо­ко стра­даю­щей от осо­зна­ния гре­хов­но­сти сво­их чувств и гиб­ну­щей в борь­бе с ни­ми.

Под­верг­ну­тый кри­ти­ке за «Фед­ру» и об­ви­нён­ный в изо­бра­же­нии по­ро­ка в при­вле­кат. ви­де, Р. в 1677 пре­кра­тил пи­сать пье­сы. Он был на­зна­чен ко­ро­лев­ским ис­то­рио­гра­фом и вновь тес­но сбли­зил­ся с ян­се­ни­ста­ми. Воз­вра­ще­ние в те­атр спус­тя 12 лет бы­ло оз­на­ме­но­ва­но по­ста­нов­ка­ми ре­лиг.-по­ли­тич. тра­ге­дий «Эс­фирь» («Esther», пост. в 1689, рус. пер. 1783) и «Го­фо­лия» («Athalie», 1-й за­кры­тый по­каз в 1690, пуб­лич­ная по­ста­нов­ка в 1716; в рус. пер. 1784 – «Афа­лия»).

Сре­ди др. про­из­ве­де­ний Р. – кан­та­та «Идил­лия ми­ра» («Idylle sur la paix», 1685; му­зы­ка Ж. Б. Люл­ли), пе­ре­во­ды со­чи­не­ний Пла­то­на, Ари­сто­те­ля, Дио­ге­на Ла­эрт­ско­го и др., эпи­грам­мы (пре­им. на не­доб­ро­же­ла­те­лей, кри­ти­кую­щих его тра­ге­дии), ду­хов­ные пес­ни и гим­ны, а так­же «Крат­кая ис­то­рия Пор-Роя­ля» («Abrégé de l’histoire de Port-Royal», изд. в 1742).

Р. – один из са­мых зна­чит. пред­ста­ви­те­лей франц. клас­си­циз­ма, ока­зав­ший боль­шое влия­ние на раз­ви­тие жан­ра тра­ге­дии Но­во­го вре­ме­ни. В Рос­сии про­из­ве­де­ния Р. пе­ре­во­ди­лись с кон. 18 в. Наи­боль­шей по­пу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лась «Фед­ра»; её не­од­но­крат­но ста­ви­ли на рус. сце­не; сре­ди ис­пол­ни­тель­ниц ро­ли Фед­ры – Е. С. Се­мё­но­ва, А. Г. Ко­онен.

Соч.: Тра­ге­дии. Л., 1977; Со­чи­не­ния: В 2 т. М., 1984; Œuvres complètes. P., 1999–. Vol. 1–.

Лит.: Мо­куль­ский С. С. Ра­син: К 300-ле­тию со дня ро­ж­де­ния. Л., 1940; Гриб В. Р. Ра­син // Гриб В. Р. Избр. ра­бо­ты. М., 1956; Picard R. La carrière de J. Racine. P., 1961; Girau­doux J.-P. J.-B. Racine, une vie cor­nélienne. P., 1982; Ка­ды­шев В. С. Ра­син. М., 1990; Via­la A. Racine: La stratégie du caméléon. P., 1990; Rohou J. J. Racine: Entre sa carrière, son œ uvre et son dieu. P., 1992; Барт Р. О Ра­си­не // Барт Р. Избр. ра­бо­ты: Се­мио­ти­ка, по­эти­ка. М., 1994; Niderst A. Racine et la tra­gédie classique. 3 éd. P., 1995; Biet Ch. Racine. P., 1996; Le Gall A. Racine. P., 2004; Fores­tier G. J. Racine. P., 2006; Greenberg M. Racine: from ancient myth to tragic modernity. Minneapolis, 2010; Guibert A.-J. Bibliographie des œuvres de J. Racine publiées au XVIIe siècle et œuvres posthumes. P., 1968.

Вернуться к началу