Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЁТР III

Авторы: М. А. Зинько

ПЁТР III (Карл Пе­тер, по рас­про­стра­нён­ной в ис­то­рио­гра­фии вер­сии – Карл Пе­тер Уль­рих) [21.2.1728, Киль – 6(17).7.1762, мы­за Роп­ша в С.-Пе­терб. у. С.-Пе­терб. губ.], рос. им­пе­ра­тор [с 25.12.1761 (5.1.1762)], при­над­ле­жав­ший к ди­на­стии Ро­ма­но­вых. Сын голь­штейн-гот­торп­ско­го гер­цо­га Кар­ла Фрид­ри­ха и уро­ж­дён­ной вел. княж­ны Ан­ны Пет­ров­ны, внук Пет­ра I, двою­род­ный брат имп. Пет­ра II; крё­ст­ный отец кн. Е. Р. Даш­ко­вой. Отец имп. Пав­ла I. Од­ним из ус­ло­вий бра­ка ро­ди­те­лей П. III яв­ля­лось обе­ща­ние имп. Пет­ра I ока­зать ди­пло­ма­тич. и иную по­мощь Голь­штейн-Гот­тор­пу в воз­вра­ще­нии гер­цог­ст­ва Шлез­виг, окон­ча­тель­но ут­ра­чен­но­го гер­цо­гом Кар­лом Фрид­ри­хом в 1720 [«сва­деб­ный трак­тат» от 24.11(5.12).1724]. В мла­ден­че­ст­ве Карл Пе­тер ли­шил­ся ма­те­ри, в 11 лет – от­ца. В 1739 стал голь­штейн-гот­торп­ским гер­цо­гом (до со­вер­шен­но­ле­тия в 1745 на­хо­дил­ся под опе­кой сво­его двою­род­но­го дя­ди Адоль­фа Фрид­ри­ха, кня­зя-епи­ско­па Лю­бе­ка, бу­ду­ще­го швед. ко­ро­ля Адоль­фа Фред­ри­ка). С ран­не­го дет­ст­ва его при­уча­ли к во­ен. служ­бе. Отец вну­шил ему мысль, что вой­на с Да­ни­ей за возв­ра­ще­ние Шлез­ви­га – од­на из гл. за­дач его жиз­ни. Вос­пи­ты­вал­ся в Голь­штейн-Гот­тор­пе под рук. гоф­мар­ша­ла О. Брю­ме­ра (до 1742) (в Рос­сии в 1742–45 под рук. Я. Ште­ли­на). Вос­хи­щал­ся по­бе­да­ми прус. ко­ро­ля Фрид­ри­ха II Ве­ли­ко­го, одер­жан­ны­ми в пер­вые го­ды вой­ны за Ав­ст­рий­ское на­след­ст­во 1740–48. Был оча­ро­ван са­мой лич­но­стью Фрид­ри­ха II. В те­че­ние мно­гих лет под­дер­жи­вал с ним пе­ре­пис­ку. По мне­нию не­ко­то­рых ис­сле­до­ва­те­лей, воз­мож­но, по­свя­щён в ма­со­ны.

Пётр III. Портрет работы А. П. Антропова. 1762. Третьяковская галерея (Москва).

По всту­п­ле­нии на рос. пре­стол его тё­ти – имп. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны, при­гла­шён ею в Рос­сию. 5(16).2.1742 дос­тав­лен ба­ро­ном Н. А. Кор­фом в С.-Пе­тер­бург. По­сле при­ня­тия пра­во­сла­вия с име­нем Пётр Фё­до­ро­вич ма­ни­фе­стом от 7(18) но­яб. то­го же го­да объ­яв­лен Ели­за­ве­той Пет­ров­ной её на­след­ни­ком. Од­но­вре­мен­но как вну­ча­тый пле­мян­ник швед. ко­ро­ля Кар­ла XII из­бран швед. рик­сда­гом крон­прин­цем, од­на­ко швед. по­соль­ст­во с из­вес­ти­ем об этом при­бы­ло в Рос­сию по­сле кре­ще­ния вел. кн. Пет­ра Фё­до­ро­ви­ча в пра­во­слав­ную ве­ру. В 1743 по­лу­чил от Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны в по­да­рок Ора­ни­ен­ба­ум (ны­не г. Ло­мо­но­сов), яв­ляв­ший­ся ве­ли­ко­кня­же­ской ре­зи­ден­ци­ей до 1761/62. Об­вен­чан 21.8(1.9).1745 со сво­ей трою­род­ной се­ст­рой – уро­ж­дён­ной ан­гальт-церб­ст­ской прин­цес­сой Со­фи­ей Ав­гу­стой Фре­де­ри­кой (бу­ду­щей имп. Ека­те­ри­ной II). От­но­ше­ния вел. кн. Пет­ра Фё­до­ро­ви­ча с суп­ру­гой вел. кн. Ека­те­ри­ной Алек­се­ев­ной не сло­жи­лись. Он час­то ув­ле­кал­ся её фрей­ли­на­ми; наи­боль­шее пред­поч­те­ние от­да­вал гр. Е. Р. Во­рон­цо­вой (из ро­да Во­рон­цо­вых). Со­дей­ст­во­вал бла­го­ус­т­рой­ст­ву Ора­ни­ен­бау­ма, уча­ст­во­вал в ор­га­ни­за­ции строи­тель­ст­ва Кар­тин­но­го до­ма в Ниж­нем пар­ке (вклю­чал те­ат­раль­ный зал, кар­тин­ную га­ле­рею, б-ку и кун­ст­ка­ме­ру; 1752–55), спо­соб­ст­во­вал от­кры­тию пев­че­ской и ба­лет­ной школ (1755) и пр. Кол­лек­цио­ни­ро­вал муз. ин­ст­ру­мен­ты, в т. ч. скрип­ки и флей­ты, кни­ги (по­пол­нял б-ку от­ца, при­ве­зён­ную из Ки­ля в С.-Пе­тер­бург; ны­не – в Эр­ми­та­же), кар­ти­ны и др. Скри­пач-лю­би­тель, уст­раи­вал в Зим­нем двор­це в С.-Пе­тер­бур­ге кон­цер­ты с об­щим чис­лом му­зы­кан­тов до 50 чел. Чл. Кон­фе­рен­ции при Вы­со­чай­шем дво­ре (1756–57). Гл. ди­рек­тор Су­хо­пут­но­го шля­хет­но­го ка­дет­ско­го кор­пу­са (1759–62), под­дер­жи­вал дея­тель­ность ди­рек­то­ра кор­пу­са А. П. Мель­гу­но­ва, вно­сил в Се­нат пред­ло­же­ния об улуч­ше­нии ус­ло­вий обу­че­ния ка­де­тов, их бы­та, о ме­рах уве­ли­че­ния при­бы­ли ти­по­гра­фии кор­пу­са, улуч­ше­ния ком­плек­то­ва­ния его б-ки и пр.

Всту­пил на рос. пре­стол по­сле кон­чины имп. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны; пра­вил 186 дней, не до­жил до ко­ро­на­ции. Шеф л.-гв. пол­ков – Из­май­лов­ско­го, Пре­об­ра­жен­ско­го, Се­мё­нов­ско­го [с 25.12.1761 (5.1.1762)] и Кон­ной гвар­дии [25.12.1761 (5.1.1762)–9(20).2.1762; вме­сто се­бя на­зна­чил двою­род­но­го дя­дю прин­ца голь­штейн-гот­торп­ско­го Ге­ор­га Люд­ви­га]. В нач. 1762 уси­лил над­зор за быв. имп. Ива­ном VI Ан­то­но­ви­чем (но­вая ин­струк­ция пред­по­ла­га­ла убий­ст­во Ива­на VI в слу­чае по­пыт­ки его ос­во­бож­де­ния); 22 мар­та (2 апр.) по­се­тил его в Шлис­сель­бург­ской кре­по­сти, за­тем пе­ре­дал ему че­рез ген.-адъ­ю­тан­та ба­ро­на К. К. Ун­гер­на по­дар­ки (оде­ж­ду, обувь и пр.).

Уп­разд­нил выс­шее уч­ре­ж­де­ние в стра­не – Кон­фе­рен­цию при Вы­со­чай­шем дво­ре (её де­ла пе­ре­да­ны Се­на­ту и Кол­ле­гии иностр. дел), од­на­ко спус­тя неск. ме­ся­цев соз­дал но­вое – Им­пе­ра­тор­ский со­вет, на­зна­чив в его со­став наи­бо­лее до­ве­рен­ных лиц. Ус­та­но­вил обя­за­тель­ность при­сут­ст­вия всех се­на­то­ров, кро­ме пре­зи­ден­тов Во­ен. кол­ле­гии, Ад­ми­рал­тейств-кол­ле­гии и Кол­ле­гии иностр. дел, на ка­ж­дом за­се­да­нии Се­на­та [указ от 7(18).2.1762]. Уч­ре­дил под собств. пред­се­да­тель­ст­вом ко­мис­сии для по­вы­ше­ния бое­спо­соб­но­сти фло­та и ар­мии [ука­зы от 16(27) февр. и 6(17) мар­та]. Под­твер­дил за­прет (вво­дил­ся не­од­но­крат­но, впер­вые – в 1700) по­да­вать че­ло­бит­ные и про­ше­ния на­пря­мую мо­нар­ху [указ от 4(15) мар­та].

Со­ста­вил по прус. об­раз­цам «Рос­сий­ско-им­пе­ра­тор­ский Шлез­виг-Голь­штейн­ский во­ен­ный рег­ла­мент для ка­ва­ле­рии» (из­дан на нем. яз. в С.-Пе­тер­бур­ге в нач. 1762), ввёл его в голь­штейн-гот­торп­ской ар­мии. На­чал ре­фор­му об­мун­ди­ро­ва­ния рос. ар­мии по зап.-ев­роп. об­раз­цам. Уп­разд­нил кор­пус Лейб-ком­па­нии – быв. гре­на­дер­скую ро­ту л.-гв. Пре­об­ра­жен­ско­го пол­ка, сыг­рав­шую наи­бо­лее зна­чит. роль во вре­мя пе­ре­во­ро­та, со­вер­шён­но­го в поль­зу имп. Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны [указ от 21 мар­та (1 апр.)]. Из­ме­нил прин­цип на­име­но­ва­ния пе­хот­ных и кон­ных пол­ков – в нём вме­сто на­зва­ний про­вин­ций и гу­бер­ний по­ве­лел ис­поль­зо­вать име­на ше­фов пол­ков [указ от 25 апр. (6 мая)].

Под­пи­сал Ма­ни­фест о воль­но­сти дво­рян­ст­ва 1762, ос­во­бо­див­ший рос. дво­рян­ст­во от обя­зат. служ­бы. Ли­к­ви­ди­ро­вал Кан­це­ля­рию тай­ных ро­зы­ск­ных дел, од­но­вре­мен­но от­ме­нил в прак­ти­ке по­ли­тич. сыс­ка упот­реб­ле­ние ус­лов­но­го вы­ра­же­ния – «Сло­во и де­ло го­су­да­ре­во!». Смяг­чил те­лес­ные на­ка­за­ния мат­ро­сов, сол­дат и др. ниж­них чи­нов, раз­ре­шив ис­поль­зо­вать шпа­ги и тро­сти вме­сто ба­то­гов и т. н. ко­шек [указ от 9(20) мар­та]. По­ми­ло­вал ряд лиц, под­верг­ших­ся ссыл­кам в прав­ле­ние Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны (Э. И. Би­ро­на, И. И. Лес­то­ка, Х. А. фон Ми­ни­ха и др.). При­нял ме­ры для ак­ти­ви­за­ции внеш­ней тор­гов­ли; в ча­ст­но­сти, раз­ре­шил сво­бод­ный экс­порт зер­на, ре­ве­ня, хол­ста и пр., по­ни­зил ряд экс­порт­ных по­шлин [ука­зы от 28 мар­та (8 апр.) и от 1(12) ию­ня]. С це­лью рас­ши­рить при­ме­не­ние воль­но­на­ём­но­го тру­да за­пре­тил по­ку­пать к фаб­ри­кам и за­во­дам кре­по­ст­ных кре­сть­ян [указ от 29 мар­та (9 апр.)]. Санк­цио­ни­ро­вал про­ве­де­ние в Рос­сии ре­фор­мы мед. служ­бы, под­го­тов­лен­ной ар­хи­ат­ром Я. Ман­зе­ем [док­ла­ды Ман­зея ут­вер­жде­ны П. III 28 февр. (11 мар­та) и 3(14) ию­ня], рас­по­ря­дил­ся ор­га­ни­зо­вать по иностр. об­раз­цу спец. дом для ума­ли­шён­ных, за­пре­тив за­клю­чать их в мо­на­сты­ри [ре­зо­лю­ция на док­лад Се­на­та от 20 апр. (1 мая)].

Пре­кра­тил пре­сле­до­ва­ние ста­ро­об­ряд­цев [указ от 29 янв. (9 февр.)]. На­чал се­ку­ля­ри­за­цию зе­мель Рус. церк­ви [ука­зы от 16(27) февр. и 21 мар­та (1 апр.)] (при­ос­та­нов­ле­на имп. Ека­те­ри­ной II ле­том 1762, осу­ще­ст­в­ле­на ею в 1764); кон­фи­ско­вал кон­ные за­во­ды, при­над­ле­жав­шие Си­но­ду, ар­хие­рей­ским ка­фед­рам и мо­на­сты­рям для по­пол­не­ния ло­шадь­ми дра­гун­ских и ки­ра­сир­ских пол­ков рос. ар­мии [указ от 13(24) апр.]. Ввёл за­прет на строи­тель­ст­во до­мо­вых церк­вей для со­дер­жа­ния су­ще­ст­во­вав­ших хра­мов с «по­до­баю­щим бла­го­ле­пи­ем» [5(16) мар­та].

П. III рез­ко из­ме­нил на­прав­ле­ние рос. внеш­ней по­ли­ти­ки в Ев­ро­пе. Гл. со­юз­ни­ка Рос­сии ви­дел в Прус­сии. П. III об­ра­тил­ся к стра­нам, уча­ст­во­вав­шим в Се­ми­лет­ней вой­не 1756–63, с при­зы­вом за­клю­чить об­ще­ев­ро­пей­ский мир­ный до­го­вор и от­ка­зать­ся от за­хва­чен­ных тер­ри­то­рий [Дек­ла­ра­ция об ус­та­нов­ле­нии ми­ра вру­че­на иностр. ди­пло­ма­там 12(23).2.1762]. Не­смот­ря на вклю­че­ние в 1758 в со­став Рос­сии пров. Прус­сия (ны­не Ка­ли­нин­град­ская обл., РФ), а так­же др. ус­пе­хи рос. ар­мии в этой вой­не [не­за­дол­го до во­ца­ре­ния П. III ка­пи­ту­ли­ро­вал гар­ни­зон прус. кре­по­сти Коль­берг (см. в ст. Коль­бер­га оса­ды)], П. III за­клю­чил с Прус­си­ей пе­ре­ми­рие [под­пи­са­но 5(16).3.1762 в г. Стар­гард (ны­не Стар­гард-Ще­цинь­ски, Поль­ша)] и Пе­тер­бург­ский мир 1762. Вско­ре во­зоб­но­вил обо­ро­нит. со­юз с Прус­си­ей (см. в ст. Пе­тер­бург­ские со­юз­ные до­го­во­ры). По­лу­чив ди­пло­ма­тич. под­дер­жу Фрид­ри­ха II, при­сту­пил к под­го­тов­ке вой­ны Рос­сии про­тив Да­нии.

Пла­ны свер­же­ния П. III, по сло­вам имп. Ека­те­ри­ны II, поя­ви­лись вско­ре по­сле его вос­ше­ст­вия на пре­стол. Од­на­ко Ека­те­ри­на Алек­се­ев­на ре­ши­ла до­ж­дать­ся удоб­но­го мо­мен­та для осу­ще­ст­в­ле­ния за­го­во­ра, ко­гда П. III, по её мне­нию, ут­ра­тил «не­зна­чи­тель­ную до­лю рас­суд­ка, ка­кую имел», и «во всём шёл на­про­лом». К кон­цу вес­ны 1762 но­вой внеш­ней по­ли­ти­кой П. III на­стро­ил про­тив се­бя часть ари­сто­кра­тии и гвар­дию. Си­нод и пра­во­слав­ное ду­хо­вен­ст­во, со­глас­но не­ко­то­рым дан­ным, опа­са­лись вве­де­ния в Рос­сии П. III лю­те­ран­ст­ва. Не­смот­ря на прось­бы Фрид­ри­ха II сроч­но ко­ро­но­вать­ся и от­сро­чить на­ча­ло не­по­пу­ляр­ной рус.-дат. вой­ны, П. III, от­ли­чав­ший­ся са­мо­уве­рен­но­стью, от­ка­зы­вал­ся ве­рить в су­ще­ст­во­ва­ние за­го­во­ра про­тив се­бя, уве­рял прус. ко­ро­ля, что на рус­ских «мож­но… по­ло­жить­ся». По-ви­ди­мо­му, во вре­мя празд­но­ва­ния Пе­тер­бург­ско­го ми­ра 1762 П. III пуб­лич­но ос­кор­бил же­ну, а за­тем от­дал при­каз о её аре­сте (от­ме­нён бла­го­да­ря за­ступ­ни­че­ст­ву прин­ца Ге­ор­га Люд­ви­га). По со­об­ще­нию Ека­те­ри­ны II, П. III со­би­рал­ся же­нить­ся на фа­во­рит­ке гр. Е. Р. Во­рон­цо­вой (её се­ст­ра, кн. Е. Р. Даш­ко­ва, в сво­их «За­пис­ках» так­же упо­ми­на­ла об этом на­ме­ре­нии П. III, вме­сте с тем она счи­та­ла эти сло­ва «аб­сурд­ны­ми»). В об­ста­нов­ке не­до­воль­ст­ва им­пе­ра­то­ром 28.6(9.7).1762 Ека­те­ри­на II с по­мо­щью Г. Г. Ор­ло­ва и А. Г. Ор­ло­ва (с 1775 Ор­лов-Чес­мен­ский) и др. офи­це­ров со­вер­ши­ла пе­ре­во­рот, объ­явив о сво­ём вступ­ле­нии на пре­стол. В тот же день в пер­вом ма­ни­фе­сте Ека­те­ри­на II об­ви­ни­ла П. III в трёх пре­сту­п­ле­ни­ях, вы­ну­див­ших её, как она объ­яс­ни­ла, стать са­мо­дер­жав­ной им­пе­рат­ри­цей: в на­ру­ше­нии за­ко­нов пра­во­сла­вия, по­ра­бо­ще­нии Рос­сии вра­ж­деб­ной ей Прус­си­ей и низ­вер­же­нии внутр. по­ряд­ков в стра­не. 29 ию­ня (10 ию­ля) то­го же го­да, в день сво­их име­нин, П. III от­рёк­ся от пре­сто­ла (пред­по­ло­жи­тель­но сна­ча­ла в Ора­ни­ен­бау­ме уст­но, за­тем в Пе­тер­го­фе, под­пи­сав акт об от­ре­че­нии), взят под арест и дос­тав­лен от­ря­дом под рук. А. Г. Ор­ло­ва в Роп­шу. Скон­чал­ся при не­вы­яс­нен­ных об­стоя­тель­ст­вах, воз­мож­но, убит (за­ду­шен). Со­глас­но ма­ни­фе­сту Ека­те­ри­ны II от 7(18).7.1762, умер от ге­мор­ра­ги­че­ско­го ин­суль­та – «пре­же­сто­кой ко­ли­ки», вы­зван­ной «при­пад­ком ге­мо­рои­ди­че­ским». По бо­лее по­зд­не­му сви­де­тель­ст­ву им­пе­рат­ри­цы, вскры­тие, про­ве­дён­ное по её рас­по­ря­же­нию, по­ка­за­ло, что смерть на­сту­пи­ла в ре­зуль­та­те «вос­па­ле­ния в киш­ках» и «апо­п­лек­си­че­ско­го уда­ра». По од­ной из вер­сий, кон­чи­на П. III про­изош­ла на неск. дней рань­ше, чем при­ня­то счи­тать, т. е. 3(14).7.1762. Ус­пех за­го­во­ра про­тив П. III в пись­ме С. А. По­ня­тов­ско­му от 2(13).8.1762 Ека­те­ри­на II оце­ни­ла как «чу­до», по­сколь­ку «сов­па­де­ние столь­ких сча­ст­ли­вых слу­чай­но­стей не мо­жет про­изой­ти без во­ли Бо­жи­ей».

На­ру­ше­ние при­ня­то­го по­хо­рон­но­го це­ре­мо­ниа­ла, его скром­ный ха­рак­тер [П. III ле­жал без ор­де­нов и шпа­ги в гро­бу с не­сколь­ки­ми зо­ло­ты­ми ук­ра­ше­ния­ми, у гро­ба от­сут­ст­во­вал ка­ра­ул, ме­стом упо­кое­ния был вы­бран Алек­сан­д­ро-Нев­ский мон. (с 1797 лав­ра)], а так­же стран­ный вид по­кой­но­го (ли­цо П. III по­тем­не­ло) по­ро­ди­ли слу­хи, что вме­сто им­пе­ра­то­ра был по­хо­ро­нен др. че­ло­век. «Вес­ти» о чу­дес­ном спа­се­нии им­пе­ра­то­ра при­вели к по­яв­ле­нию не­сколь­ких де­сят­ков са­мо­зван­цев, объ­яв­ляв­ших се­бя П. III, сре­ди них – Е. И. Пу­га­чёв. По­сле всту­п­ле­ния на пре­стол имп. Па­вел I (1796) по­ве­лел тор­же­ст­вен­но пе­ре­не­сти в Пе­тро­пав­лов­ский со­бор прах П. III для по­смерт­ной ко­ро­на­ции имп. ко­ро­ной; за­тем вновь по­хо­ро­нить в один день [18(29).12.1796] и с оди­на­ко­вы­ми по­чес­тя­ми ря­дом с не­дав­но скон­чав­шей­ся имп. Ека­те­ри­ной II.

П. III по­свя­ще­ны оды М. В. Ло­мо­но­со­ва (1742, 1743, 1745, 1762), И. С. Бар­ко­ва, И. Ф. Бо­гда­но­ви­ча, М. М. Хе­ра­ско­ва (все в 1762) и др.

Лит.: Се­мев­ский М. И. Шесть ме­ся­цев из рус­ской ис­то­рии // Оте­че­ст­вен­ные за­пис­ки. 1867. Т. 173–175; Ще­баль­ский П. [К.] По­ли­ти­че­ская сис­те­ма Пет­ра III. [С прил. до­ку­мен­тов]. М., 1870; Бу­га­нов В. И. Два пи­са­те­ля об ис­то­рии Рос­сии вто­рой по­ло­ви­ны XVIII в. // Во­про­сы ис­то­рии. 1985. № 11; Ма­лы­шев В. Н. Ре­фор­мы Пет­ра III в ар­мей­ской оде­ж­де // Во­ен­ное про­шлое го­су­дар­ст­ва Рос­сий­ско­го: ут­ра­чен­ное и со­хра­нен­ное. Ма­те­риа­лы Все­рос­сий­ской на­уч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции, по­свя­щен­ной 250-ле­тию Дос­то­па­мят­но­го за­ла. СПб., 2006; Мыль­ни­ков А. С. Петр III: по­ве­ст­во­ва­ние в до­ку­мен­тах и вер­си­ях. 2-е изд. М., 2009.

Вернуться к началу