ЛОМОНО́СОВ
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛОМОНО́СОВ, город в России, в составе Петродворцового р-на г. Санкт-Петербург, центр Ломоносовского р-на Ленинградской области. Население 43,2 тыс. человек (2019). Расположен на южном берегу Финского залива Балтийского моря. Железнодорожная ст. Ораниенбаум. Через Ломоносов проходят автодороги: Санкт-Петербург – Сосновый Бор и Петербургская кольцевая. Морские причалы и многофункциональный перегрузочный комплекс «Бронка» (все – в составе «Большого порта Санкт-Петербург»).
История
В 1702–03, во время Северной войны 1700–21, территорию современного города заняли российские войска. В 1710 эти земли были пожалованы царём Петром I светлейшему князю А. Д. Меншикову, который устроил здесь свою парадную резиденцию под названием Ораниенбаум. После опалы Меншикова (1727) Ораниенбаум отошёл в казну. С 1737 в Большом дворце размещался госпиталь. В 1743–1761/62 Ораниенбаум – резиденция великого князя Петра Фёдоровича (будущего имп. Петра III); 29.6(10.7).1762 в Японском павильоне Большого дворца Пётр III подписал отречение от российского престола. С 1780 город Ораниенбаум. Уездный (1780–96, 1802–48), заштатный (1796–1802, 1848–1927) город Санкт-Петербургской губернии (в 1914–24 – Петроградская губ., в 1924–27 – Ленинградская губ.). В 19 в. Ораниенбаум стал популярным местом отдыха. В 1831–73 дворцы Ораниенбаума принадлежали великому князю Михаилу Павловичу и его супруге великой княгине Елене Павловне, а в 1873–1917 – герцогам Мекленбург-Стрелицким. В 1864 проведена ж.-д. линия Новый Петергоф – Ораниенбаум, соединившая город с Санкт-Петербургом. В 1907–10 построена Ижорская военная железная дорога, начало линии – в г. Ораниенбаум.
Во время Гражданской войны 1917–22 в 1919 в городе находился штаб войск Рабоче-крестьянской Красной Армии, который координировал военные операции по подавлению антибольшевистского восстания в фортах «Красная Горка» и «Серая Лошадь». В 1927–63, с 1965 центр Ораниенбаумского (в 1948 переименован в Ломоносовский) р-на Ленинградской области. Во время Великой Отечественной войны, осенью 1941, в районе города остановлено наступление германских войск, создан т. н. Ораниенбаумский пятачок, сыгравший важную роль в обороне Ленинграда. В 1948 Ораниенбаум переименован в Ломоносов в честь М. В. Ломоносова. В 1965–78 город областного подчинения Ленинградской области. В 1978–2003 центр Ломоносовского р-на г. Ленинград (в 1991 переименован в Санкт-Петербург), с 2003 входит в состав Петродворцового р-на г. Санкт-Петербург. Город воинской славы (2011).
Архитектура
Гл. достопримечательность Ломоносова – памятники гос. худож.-архит. дворцово-паркового Музея-заповедника «Ораниенбаум» (основан в 1918; совр. назв. с 1993; с 2007 входит в состав Музея-заповедника «Петергоф»): дворцово-парковый ансамбль со старейшим зданием Ломоносова, Большим дворцом в стиле петровского барокко (1711–25, архитекторы Дж. М. Фонтана, И. Г. Шедель), гл. корпус которого соединён дугообразными галереями с Церковным (ц. Св. Пантелеимона, освящена в 1727) и Японским павильонами. От его главного (сев.) фасада парадная фигурная лестница (1772–75, арх. А. Ринальди) спускается к партерному Нижнему саду (1713–27, садовые мастера Х. Грац, Вицвол, по проекту Фонтаны; реконструирован в 1740–50-е гг., садовый мастер Л. Ламберти; ограда – 1751 и 1777), соединённому искусств. Морским каналом с заливом. Корпуса служб с юж. стороны образуют парадный двор (вост. флигель – 1748–55, арх. Б. Ф. Растрелли; зап. флигель перестроен Ринальди в 1778–80). Интерьеры обновлялись в 19 – нач. 20 вв. (Л. Руска, К. И. Росси, В. П. Стасов; Г. А. Боссе; А. И. Штакеншнейдер, Л. Л. Бонштедт; Г. А. Прейс, О. А. Паульсон). Предположительно по проектам Растрелли возведены 5 т. н. нижних домов для служащих дворца (1749–51) на левом берегу р. Караста, Картинный дом в Нижнем парке (1752–55) и Концертный зал к западу от дворца (1751–52), который был использован Ринальди в 1760-е гг. как гл. ориентир Тройной липовой аллеи, делившей Верхний парк (сформировался в 1762–74, мастер Ламберти) на вост. регулярную и зап. пейзажную части (в кон. 1770-х гг. Верхний парк стал преим. пейзажным).
В 1756–62 на правом берегу Карасты построена дерев. потешная крепость Петерштадт (инж. Р. Качалов, арх. М. Гофман; в плане представляла 12-угольную звезду; разобрана в 1798), от которой сохранились Почётные ворота (1757) и 2-этажный дворец Петра III (1758–62) – первые постройки А. Ринальди в России. У стен крепости по его же проекту под рук. Л. Ламберти разбит Петровский парк в итал. стиле (реорганизован в пейзажный парк в 1830-е гг., мастер Дж. Буш). С устройством плотин на р. Караста образованы Красный и Нижний пруды.
В 1762 по проектам А. Ринальди началось строительство комплекса т. н. Собственной дачи Екатерины II. Его гл. здание – расположенный на берегу Китайского пруда в юж. части Верхнего парка одноэтажный Китайский дворец в переходном от барокко к классицизму стиле (1762–68; в 1852–53 с юж. стороны надстроен 2-й этаж, пристроены флигели, архитекторы А. И. Штакеншнейдер, Л. Л. Бонштедт). Название он получил позднее из-за использования стилизов. мотивов кит. иск-ва. В интерьере – 15 помещений с анфиладой вдоль сев. фасада: Большой зал (в плане эллипс; барельефы М. А. Колло; живописные панно С. Торелли) с примыкающими Стеклярусным кабинетом, Штукатурным покоем, Малым Китайским кабинетом и др.
В комплекс хозяйств. построек Китайского дворца входят Кавалерский корпус (первоначально Имп. кухня; 1767, А. Ринальди; в 1807 надстроен 2-й этаж), Китайская кухня (первоначально Фрейлинский домик; нач. 1760-х гг.; перестроен в 1852–53, Л. Л. Бонштедт), Дворцовая электростанция (нач. 20 в., арх. О. А. Паульсон). В зап. части Верхнего парка была создана Катальная горка с сохранившимся 3-этажным одноим. павильоном (1762–74, Ринальди, восстановлен в 1951–58; вестибюль и винтовая лестница с лепниной А. Джанни и Г. Спинелли; Круглый зал и Фарфоровый кабинет с живописью С. Бароцци и С. Торелли; Охотничий кабинет в стиле классицизма) и разобранными в 1858–61 открытыми каменными галереями и дерев. горами-скатами для спец. колясок, сконструированных А. К. Нартовым. Неподалёку от Большого дворца располагался придворный Оперный дом (1759, арх. Ринальди; перевезён в Санкт-Петербург в 1824, вскоре сгорел). Музей-заповедник включён в список Всемирного наследия.
Город застраивался по планам, утверждённым имп. Екатериной II (1784, арх. И. М. Лейм) и имп. Николаем I (1834). Проекты для гор. построек создавались архитекторами В. П. Стасовым, Л. Руской, А. И. Мельниковым и др. С сер. 19 в. застраивается параллельная Дворцовому проспекту Еленинская ул. Сохранились: здание Присутственных мест (1815–24, архитекторы Стасов, А. А. Михайлов, Д. Висконти), гор. ворота (1826–29, архитекторы А. М. Горностаев, И. И. Шарлемань), дом Щукина (1830-е гг., Мельников), манеж Волынского полка (1850–51, инж. А. Я. Ферапонтьев), ж.-д. вокзал (1862–64, арх. Ф. Л. Миллер), в быв. Троицкой слободе – ц. Св. Троицы в неороманском стиле (1903–04, арх. И. П. Горленский), собор Архангела Михаила (1911–14, арх. А. К. Миняев) и др. В 1950-е гг. возведён Дом культуры в стиле сов. неоклассицизма. В 1960–1980-х гг. сформировался новый гор. центр в юж. части города (адм. здания, Дом культуры). Памятники: ген. А. И. Сафронову (1952), М. В. Ломоносову (1955, скульптор Г. Д. Гликман).
Центры науки и культуры
НИИ мор. теплотехники (в составе концерна «Морское подводное оружие – Гидроприбор»), гос. НИИ Мин-ва обороны РФ. Ломоносовское отделение Всерос. НИИ метрологии им. Д. И. Менделеева. Всерос. н.-и. ветеринарный ин-т птицеводства РАСХН. Юго-Зап. комплекс непрерывного образования (отделение Сев.-Зап. гос. заочного технич. ун-та). Мор. колледж ВМФ (1945). Историко-краеведч. музей (статус музея с 1974), музей «Волынская застава» (2005).
Хозяйство
Значительная часть работающих занята на предприятиях Санкт-Петербурга. В городе действуют предприятия: «Ломоносовский завод судового оборудования» (металлические люки, двери, иллюминаторы и др.), «Спасательные комплексы и акватехника» и его филиал «Водолазное снаряжение и оборудование» (оба – на базе производственных мощностей 28-го военного завода), «Производственная фирма КМТ– Ломоносовский опытный завод» (оборудование для железнодорожных пассажирских вагонов и метрополитена), «Линстэк» (косметическая продукция),«Кипенский завод ЖБИ», предприятия пищевой промышленности и др.