Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОМА́НЧИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 591

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов; Г. В. Дзибель (система терминов родства)

КОМА́НЧИ (ис­па­ни­зи­ро­ван­ный ва­риант сло­ва из яз. юта, оз­на­чаю­ще­го «враг, не­зна­ко­мец»; са­мо­на­зва­ние ну­му, мн. ч. ны­мы­ны – че­ло­век, лю­ди), ин­дей­ский на­род в США. Чис­лен­ность 10,5 тыс. чел. (2000, пе­ре­пись); бо­лее по­ло­ви­ны про­жи­ва­ет на юго-за­па­де шта­та Ок­ла­хо­ма. Го­во­рят в осн. по-ан­глий­ски, ок. 9% – на ко­манч­ском яз. ну­мий­ской вет­ви юто-ас­тек­ских язы­ков. Ве­рую­щие – ме­то­ди­сты, бап­ти­сты, при­вер­жен­цы Ту­зем­ной амер. церк­ви Сев. Аме­ри­ки (пей­о­ти­сты).

Ве­ро­ят­но, пред­ки К. от­де­ли­лись от шо­шо­нов и про­жи­ва­ли на за­па­де степ­но­го ре­гио­на с 16 в. Пер­вы­ми из степ­ных пле­мён за­им­ст­во­ва­ли ло­шадь (у юта). С кон. 17 в. миг­ри­ро­ва­ли на юг, бли­же к исп. по­се­ле­ни­ям и тор­го­вым фак­то­ри­ям. К нач. 18 в. за­ни­ма­ли ог­ром­ную тер­ри­то­рию на юго-за­па­де Ве­ли­ких рав­нин (вос­ток шта­тов Ко­ло­ра­до и Нью-Мек­си­ко, за­пад шта­тов Кан­зас и Ок­ла­хо­ма, се­вер и центр. рай­оны шта­та Те­хас). В 1806 за­клю­чи­ли со­юз с кай­о­ва.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Ве­ли­ких рав­нин. Осн. за­ня­тия­ми бы­ли ко­не­вод­ст­во и кон­ная охо­та на би­зо­на; К. вла­де­ли ог­ром­ным чис­лом ло­ша­дей (в 1870-х гг. в ср. по 4 го­ло­вы на 1 чел.). Боль­шое зна­че­ние име­ла тор­гов­ля с ис­пан­ца­ми, пу­эб­ло и др. ин­дей­ски­ми пле­ме­на­ми как во вре­мя ре­гу­лярных тор­го­вых яр­ма­рок, так и че­рез по­сред­ни­ков (т. н. ко­ман­че­рос); уст­раи­ва­ли ре­гу­ляр­ные на­бе­ги за ло­шадь­ми и ско­том. Боль­шая се­мья (ну­му­нах­ка­ни – лю­ди, жи­ву­щие в од­ном до­ме) объ­е­ди­ня­ла до не­сколь­ких де­сят­ков нук­ле­ар­ных се­мей, ка­ж­дая из ко­то­рых за­ни­ма­ла од­но жи­ли­ще-ти­пи (при по­ли­гин­ном бра­ке муж жил в ти­пи со стар­шей же­ной, ос­таль­ные жёны за­ни­ма­ли от­дель­ные ти­пи). Од­на или неск. ну­му­нах­ка­ни со­став­ля­ли ко­че­вую об­щи­ну (45–200 чел.) во гла­ве с ли­де­ром главной нумунах­ка­ни. Ко­че­вые об­щи­ны (до 40) объ­е­ди­ня­лись в груп­пы: Ям­па­ри­ка (Едо­ки ко­рень­ев-ям­па), Кот­со­ти­ка (Едо­ки би­зо­нов), Ху­пе (Лес), Те­на­ва (Вни­зу по те­че­нию [ос­тав­шие­ся]), Та­ни­ма (Пе­чень [Едо­ки пе­че­ни]), Пе­нати­ка (Едо­ки мё­да), Но­ко­ни (Ски­таль­цы), Ква­ха­да (Ан­ти­ло­па). Во­ж­дём (па­ра­иво) ста­но­вил­ся наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ный че­ло­век из вои­нов (тек­ви­ни­ва­пи); раз­ли­ча­лись мир­ные (ири­ри па­ра­иво) и во­ен­ные (уо­хо па­ра­иво) во­ж­ди. Вер­хов­ный вождь и об­ще­пле­мен­ной со­вет от­сут­ст­во­ва­ли. Ин­сти­тут муж­ских сою­зов, в от­ли­чие от др. ин­дей­цев Ве­ли­ких рав­нин, был сла­бо раз­вит.

Вождь команчи Куана Паркер с жёнами Топэй и Чони. Территория Оклахома. 1891–93. Фото Уильяма Ирвина. Техасский университет (Остин).

Тра­диц. счёт род­ст­ва би­ла­те­раль­ный; крос­ску­зен­ные бра­ки бы­ли за­пре­ще­ны. Бы­ла рас­про­ст­ра­не­на по­ли­ги­ния, в т. ч. сороральная, и на­сле­до­ва­ние жён стар­ших бра­ть­ев. В от­ли­чие от клас­сич. рав­нин­ных пле­мён, у К. не прак­ти­ко­ва­лось из­бе­га­ние меж­ду зя­тем и ро­ди­те­ля­ми же­ны. Свой­ст­вен­ни­ки од­но­го по­ко­ле­ния, а так­же де­ды и вну­ки бы­ли свя­за­ны от­но­ше­ния­ми под­шу­чи­ва­ния. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па. Ис­поль­зу­ют­ся вза­им­ные тер­ми­ны род­ст­ва для 2-го вос­хо­дя­ще­го (де­ды и баб­ки) и 2-го ни­схо­дя­ще­го (вну­ки) по­ко­ле­ний. Сиб­лин­ги де­лят­ся по по­лу и от­но­сит. воз­ра­сту. Про­из­не­се­ние имён умер­ших род­ст­вен­ни­ков бы­ло за­пре­ще­но, хо­тя в слу­чае ес­ли пре­док об­ла­дал по­вы­шен­ной свя­щен­ной си­лой (пу­ха), его имя мог­ло пе­ре­да­вать­ся по на­след­ст­ву. Ша­ма­ны (пу­ха­ка­ти) по­лу­ча­ли свя­щен­ную си­лу че­рез т. н. по­иск ви­де­ний, а так­же пу­тём на­сле­до­ва­ния, по­куп­ки, обу­че­ния. Пля­ска Солн­ца не бы­ла рас­про­стра­не­на сре­ди К. Осн. бо­же­ст­ва – тво­рец Ни­ат­по (Мой Отец), ино­гда ото­жде­ст­в­ляв­ший­ся с Солн­цем, и Не­пиа (Зем­ля). Осн. ге­рои ми­фов жи­вот­но­го цик­ла – Кой­от или Лис. Бы­ли рас­про­стра­не­ны рас­ска­зы о во­ен. под­ви­гах, ле­ген­ды о про­ис­хо­ж­де­нии свя­щен­ной си­лы и встре­чах с ду­ха­ми.

От­кры­тый в нач. 1820-х гг. тракт Сан­та-Фе про­шёл че­рез зем­ли К., ко­то­рые по­сто­ян­но на­па­да­ли на пу­те­ше­ст­вен­ни­ков и тор­гов­цев. В 1830-е гг. про­ис­хо­ди­ли воо­руж. столк­но­ве­ния с осед­жа­ми и пе­ре­се­лён­ны­ми на Ин­дей­скую тер­ри­то­рию с вос­то­ка пле­ме­на­ми, с 1836 – с Те­хас­ской рес­пуб­ли­кой. В 1853 в Форт-Ат­кин­со­не за­клю­чи­ли до­го­вор с США, гаран­ти­ро­вав­ший сво­бод­ный про­езд по трак­ту Сан­та-Фе в об­мен на еже­год­ные вы­пла­ты. В 1867 вме­сте с кай­о­ва по­лу­чи­ли ре­зер­ва­цию в рай­оне совр. г. Форт-Силл на юго-за­па­де Ин­дей­ской тер­ри­то­рии; часть групп Ква­ха­да и Кот­со­ти­ка про­дол­жа­ли ко­че­вать в сте­пях Те­ха­са. В 1874–75 К. иг­ра­ли ли­ди­рую­щую роль в вой­не на р. Ред-Ри­вер, по­сле по­ра­же­ния бы­ли окон­ча­тель­но по­се­ле­ны в ре­зер­ва­ции. С кон. 1880-х гг. рас­про­стра­нил­ся пей­о­тизм. В 1901 ре­зер­ва­ция по­де­ле­на на ча­ст­ные на­де­лы (ал­ло­ды). Раз­ра­бот­ка неф­ти на зем­лях К. по­зво­ли­ла им по­лу­чать вы­со­кую аренд­ную пла­ту. По­сле смер­ти в 1911 вож­дя Куа­на Пар­ке­ра управ­ля­лись т. н. Де­ло­вым к-том кай­о­ва, К. и кай­о­ва-апа­чи. Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны из К. бы­ло соз­да­но спец. под­раз­де­ле­ние в со­ста­ве войск свя­зи, ис­поль­зо­вав­шее ко­манч­ский яз. в ка­че­ст­ве шиф­ра. В 1966 пра­ви­тель­ст­во при­зна­ло «Пле­мя ко­ман­чи Ок­ла­хо­мы».

Совр. К. силь­но ме­ти­си­ро­ва­ны. Боль­шин­ст­во из них сда­ют свои на­де­лы бе­лым фер­ме­рам и неф­те­до­быт­чи­кам. Мно­гие ра­бо­та­ют на ба­зах ВВС, по­жар­ны­ми, еге­ря­ми и др. Со­хра­ня­ют­ся боль­шие семьи, тра­диц. ри­туа­лы (пля­ска По­гре­муш­ки) и иг­ры, со­про­во­ж­даю­щие­ся соль­ным пе­ни­ем под ак­ком­па­не­мент буб­на.

Лит.: Hoebel E. A. Political organization and law-ways of the Comanche Indians. Menasha, 1940; Wallace E., Hoebel E. A. The Comanches: lords of the South Plains. Norman; L., 1986; Kavanagh Th. W. Comanche political history: an ethnohistorical perspective, 1706–1875. Lin­coln, 1996; Kavanagh Th. W. Comanche // Hand­book of North American Indians. Wash., 2001. Vol. 13. Pt. 2; Betty G. L. Comanche so­ciety: before the reservation. College Station, 2002; Meadows W. C. Kiowa, Apache, and Comanche military societies. Austin, 2003.

Вернуться к началу