Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГО́РКИ АРШИЛ

А. Горки. «Водопад». 1943. Галерея Тейт (Лондон).

ГО́РКИ (Gorky) Ар­шил (наст. имя и фам. Воз­да­ниг Адо­ян) (15.4.1904, Дзов, Ту­рец­кая Ар­ме­ния – 21.7.1948, Шер­ман, штат Кон­нек­ти­кут), амер. жи­во­пи­сец и гра­фик. Эмиг­ри­ро­вал из Ар­ме­нии в США в 1920, с 1925 жил в Нью-Йор­ке, где учил­ся в Центр. шко­ле иск-ва (позд­нее пре­по­да­вал там же). Твор­че­ст­во Г. эво­лю­цио­ни­ро­ва­ло от ув­ле­че­ния им­прес­сио­низ­мом и П. Се­зан­ном к ди­на­мич­ным жи­во­пис­ным ком­по­зи­ци­ям с жё­ст­ки­ми ли­ней­ны­ми кон­ту­рами, где за­мет­но влия­ние П. Пи­кас­со («Ху­дож­ник с ма­те­рью», 1926–36, Му­зей амер. иск-ва Уит­ни, Нью-Йорк). В 1935–38 соз­дал пер­вую в США аб­ст­ракт­ную стен­ную рос­пись, по­свя­щён­ную авиа­ции (для аэ­ро­пор­та в Ньюар­ке, штат Нью-Джер­си). Важ­ную роль для Г. сыг­ра­ла встре­ча с А. Бре­то­ном (1944): пóзднее твор­че­ст­во ху­дож­ни­ка свое­об­раз­но со­че­та­ет фи­гу­ра­ти­визм, приё­мы ав­то­ма­ти­че­ско­го пись­ма и сюр­реа­лиз­ма. Один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей аб­ст­ракт­но­го экс­прес­сио­низ­ма («Пе­чень и гре­бе­шок пе­ту­ха», 1944, га­ле­рея Ол­брайт-Нокс, Буф­фа­ло; «Во­да цве­ту­щей мель­ни­цы», 1944, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк). В его по­след­них ра­бо­тах на­рас­та­ет ощу­ще­ние тре­во­ги («Аго­ния», 1947, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк). В 1946 по­жар в мас­тер­ской Г. унич­то­жил мно­гие его кар­ти­ны; в сле­дую­щем го­ду ху­дож­ник серь­ёз­но за­бо­лел; по­кон­чил жизнь са­мо­убий­ст­вом.

Лит.: Levy J. A. Gorky. N. Y., 1966; Seitz W. C. A. Gorky: paintings, drawings, studies. N. Y., 1972; Rand H. A. Gorky: the implications of symbols. Berk.; Oxf., 1991.

Вернуться к началу