ГОГЕ́Н ПОЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОГЕ́Н (Gauguin) Поль (Поль Эжен Анри) (7.6.1848, Париж – 8.5.1903, Атуона, о. Хива-Оа, Маркизские о-ва), франц. живописец, скульптор, график. Сын франц. журналиста и перуанки из аристократич. рода, воспитывался в семье матери и своего дяди в Лиме. Экзотич. природа, яркий местный колорит запечатлелись в памяти художника как образ рая, который он пытался воссоздать в своём творчестве. С 1855 Г. жил в Орлеане; в 1865–71 в качестве моряка плавал на торговых судах, курсирующих между Европой и Юж. Америкой. В 1871–1882 был банковским служащим; начал коллекционировать живопись и самостоятельно писать картины («Вид Сены у Иенского моста», 1875, Музей Орсе, Париж), изучал разл. техники скульптуры у Ж. Э. Буйо. В 1880–86 принимал участие в выставках импрессионистов. Бросив службу, целиком посвятил себя живописи.
Один из ведущих мастеров постимпрессионизма, Г. в кон. 1880-х гг. возглавил понт-авенскую школу в Бретани – группу молодых художников, искавших новые пути в иск-ве и считавших, что жизнь среди простых людей, не затронутых совр. цивилизацией, откроет им некие вечные истины бытия. Г. и его последователи стремились к обобщению и упрощению формы, заполняя холст крупными цветовыми массами и заключая их в чёткий контур, как в перегородчатой эмали (см. Клуазонизм). Для Г. внешний облик объекта – лишь оболочка, скрывающая сокровенный смысл явления, его тайную сущность, в которую должен проникнуть художник. Творч. принципы сближают Г. с символистами, хотя сам художник пользовался термином «синтетизм» («Видение после проповеди. Борьба Иакова с ангелом», 1888, Нац. галерея Шотландии, Эдинбург; «Арлезианка», 1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Жёлтый Христос», 1889, Худож. галерея Олбрайт-Нокс, Буффало). Помимо Понт-Авена, Г. работал в Панаме, на Мартинике (1887), в Арле (вместе с В. Ван Гогом, окт. – дек. 1888) и Париже; занимался также керамикой, литографией, ксилографией и офортом (портрет С. Малларме, 1891).
В надежде осуществить мечту о «золотом веке», об идеальной жизни в гармонии с природой и людьми, Г. в 1891 уехал на о. Таити. Созданные здесь полотна, насыщенные яркими красками и солнцем, подобны декоративным панно: «А, ты ревнуешь?» (1892, ГМИИ), «Таитянские пасторали» (1892, Эрмитаж, С.-Петербург), «Жена короля» (1896), «Сбор плодов» (1899, оба – в ГМИИ), «И золото их тел» (1901, Музей Орсе) и др. Нередко его картинам присущ мистико-символич. характер («Дух мёртвых не дремлет», 1892, Худож. галерея Олбрайт-Нокс, Буффало). Перед неудачной попыткой самоубийства Г. создал монументальную программную картину «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» (назв. – цитата из Б. Паскаля; 1897, Музей изящных искусств, Бостон). На Таити Г. занимался и резьбой по дереву; в его скульптуре ощутимы влияния островной пластики, стилизация под примитив («Идол с раковиной», 1893; рельефы, украшавшие дом Г., 1902; все – в Музее Орсе). Жизнь на тропич. островах была далека от райской идиллии, о которой грезил художник. После недолгого пребывания во Франции (1893–95) Г. вернулся на Таити, в 1901 переехал на Маркизские о-ва, где умер от проказы. Творчество Г. оказало значит. влияние на творчество группы «Наби», мастеров франц. фовизма, нем. экспрессионизма, Э. Мунка, Ф. Ходлера, П. Пикассо, Н. С. Гончарову и др. художников нач. 20 в.