Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЛУАЗОНИ́ЗМ

Клуазонизм. Э. Бернар. «Мадлен в лесу любви». 1888. Музей Орсе (Париж).

КЛУАЗОНИ́ЗМ (франц. cloisonnisme, от cloison – пе­ре­го­род­ка), жи­во­пис­ная сис­те­ма, раз­ра­бо­тан­ная в 1887 Э. Бер­на­ром и Л. Ан­ке­те­ном и став­шая осно­вой жи­во­пис­но­го «син­те­ти­че­ско­го» сим­во­лиз­ма. Тер­мин «К.», вве­дён­ный кри­ти­ком Э. Дю­жар­де­ном в 1888, на­по­ми­на­ет о тех­ни­ке клуа­зо­не. Но­ва­тор­ст­во К., вос­при­ня­то­го позд­нее П. Го­ге­ном, со­стоя­ло в от­ка­зе от цве­то­вых пере­хо­дов и по­лу­то­нов, по­сколь­ку кон­тра­ст­ные цве­та раз­де­ля­лись из­ви­ли­сты­ми, при­чуд­ли­во из­ги­баю­щи­ми­ся ши­ро­ки­ми кон­тур­ны­ми ли­ния­ми («пе­ре­го­род­ка­ми»). Ис­поль­зо­ва­ние чис­то­го цве­та уси­ли­ва­ло де­ко­ра­тив­ное зву­ча­ние жи­во­пис­ной плос­ко­сти (под­ня­тие ли­нии го­ри­зон­та, уст­ра­не­ние пер­спек­ти­вы на­тур­но­го про­стран­ст­ва и др.). Фи­гу­ры вос­при­ни­ма­лись как пло­ские те­ни, на­ло­жен­ные на жи­во­пис­ную по­верх­ность. К. не­от­делим от т. н. син­те­тиз­ма понт-авен­ской шко­лы (Го­ген, Бер­нар, П. Се­рю­зье и др.), дик­тую­ще­го не­об­хо­ди­мость из­вле­че­ния то­го или ино­го мо­ти­ва из глу­бин па­мя­ти, во­об­ра­же­ния, что обу­слов­ли­ва­ет от­каз от де­таль­но­го вос­про­из­ве­де­ния мо­ти­ва на по­лот­не и со­хра­не­ния лишь его су­ти, осн. черт. См. так­же «На­би» и Пост­им­прес­сио­низм.

Лит.: V. Van Gogh and the birth of Cloison­nism. (Cat.). Toronto, 1981; Ре­валд Дж. Пост­им­прес­сио­низм. М., 2002.

Вернуться к началу