КЛУАЗОНИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛУАЗОНИ́ЗМ (франц. cloisonnisme, от cloison – перегородка), живописная система, разработанная в 1887 Э. Бернаром и Л. Анкетеном и ставшая основой живописного «синтетического» символизма. Термин «К.», введённый критиком Э. Дюжарденом в 1888, напоминает о технике клуазоне. Новаторство К., воспринятого позднее П. Гогеном, состояло в отказе от цветовых переходов и полутонов, поскольку контрастные цвета разделялись извилистыми, причудливо изгибающимися широкими контурными линиями («перегородками»). Использование чистого цвета усиливало декоративное звучание живописной плоскости (поднятие линии горизонта, устранение перспективы натурного пространства и др.). Фигуры воспринимались как плоские тени, наложенные на живописную поверхность. К. неотделим от т. н. синтетизма понт-авенской школы (Гоген, Бернар, П. Серюзье и др.), диктующего необходимость извлечения того или иного мотива из глубин памяти, воображения, что обусловливает отказ от детального воспроизведения мотива на полотне и сохранения лишь его сути, осн. черт. См. также «Наби» и Постимпрессионизм.