Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАНДИ́НКА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 749

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Ф. Выдрин; А. С. Алпатова (устное творчество)

МАНДИ́НКА (са­мо­на­зва­ние – mandinka, пор­туг. ма­ндин­го), на­род груп­пы ман­ден в Гам­бии (круп­ней­ший на­род стра­ны – 685 тыс. чел., 2009, оцен­ка), на юге и юго-за­па­де Се­не­га­ла (680 тыс. чел., в осн. в пров. Кол­да) и се­ве­ре Гви­неи-Би­сау (3-й по чис­лен­но­сти на­род стра­ны – 160 тыс. чел.; се­вер ок­ру­гов Ба­фа­та и Ойо, се­ве­ро-вос­ток Ка­шеу). Го­во­рят на яз. ман­дин­ка. В Гам­бии и Се­не­га­ле рас­про­стра­не­ны так­же яз. во­лоф, англ. или франц. яз.; в Гви­нее-Би­сау – кре­оль­ский и пор­ту­галь­ский язы­ки; сре­ди об­ра­зо­ван­ной эли­ты рас­про­стра­не­но зна­ние араб. яз. В осн. му­суль­ма­не-сун­ни­ты, часть при­дер­жи­ва­ет­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний (их на­зы­ва­ют со­нин­ке), рас­про­стра­ня­ет­ся хри­сти­ан­ст­во.

М. счи­та­ют се­бя по­том­ка­ми вои­нов Ти­ра­ма­ка­на Трао­ре (Та­рау­е­ле), по­слан­но­го Сун­дь­я­той Кей­та (ле­ген­дар­ный ос­но­ва­тель Древ­не­го Ма­ли) на за­вое­ва­ние зап. зе­мель. В их со­став во­шли груп­пы, из­на­чаль­но го­во­рив­шие на ат­лан­ти­че­ских язы­ках (часть дио­ла, ньюн, бай­нук и др.). По­сле рас­па­да Ма­ли име­ли ран­не­по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ния Нью­ми, Ба­ди­бу, Нья­ни, Ву­ли-Кан­то­ра и др.; круп­ней­шее – кон­фе­де­ра­ция Ка­бу (Га­бу), со­сто­яв­шая из во­ж­деств Са­ма, Ту­ма­на, Дьи­ма­ра, Сан­ко­ла и др., – раз­ру­ше­но в 1867 в ре­зуль­та­те вой­ны с фуль­бе Фу­та-Джал­ло­на. В ре­зуль­та­те фульб­ско­го за­вое­ва­ния во 2-й пол. 19 в. при­ня­ли ис­лам. Под­дер­жи­ва­ют тес­ные свя­зи с во­лоф, фуль­бе, дио­ла, се­рер, со­нин­ке (са­ра­ху­ле).

По тра­диц. куль­ту­ре близ­ки к ма­лин­ке. Об­ще­ст­во де­ли­лось на пра­вя­щий слой Ка­бу – ари­сто­кра­тов-вои­нов (ньян­чо, ко­ринг), про­сто­лю­ди­нов (фо­ро) – зем­ле­дель­цев и охот­ни­ков, не­сво­бод­ных (дьонг). По кас­то­вой струк­ту­ре и сис­те­ме тер­ми­нов род­ст­ва близ­ки к ма­лин­ке. Пат­ри­ли­ней­ные кла­ны (кон­тонг) под­раз­де­ля­ют­ся на ли­нид­жи (ка­би­ла); ме­ж­ду ни­ми су­ще­ст­ву­ют от­но­ше­ния эк­ви­ва­лент­но­сти или под­шу­чи­ва­ния (са­на­уйя, дан­ку­ту). Про­сле­жи­ва­ют­ся эле­мен­ты мат­ри­ли­ней­но­сти, рас­про­стра­не­ны авун­ку­лат и кросс­ку­зен­ный брак. Не­же­на­тые муж­чи­ны и де­вуш­ки боль­шой се­мьи (ко­ре) жи­вут в 2 боль­ших до­мах. Со­хра­ня­ют­ся муж­ские и жен­ские ини­циа­ции, воз­рас­тные клас­сы, муж­ское тай­ное об­ще­ст­во и мас­ка Кан­ку­ранг.

Мандинка. Музыкант, играющий на коре.

Уст­ное твор­че­ст­во вклю­ча­ет бо­га­тые муз. тра­ди­ции (проф. и на­род­ные), иск-во крас­но­ре­чия (хва­леб­ные пес­но­пе­ния и др.), эпич. ска­за­ния (о Сун­дь­я­те, о вой­нах с фуль­бе), сказ­ки и др. Проф. му­зы­ка дьа­лийя пред­став­ле­на иск-вом кас­ты грио­тов дьа­ли (мн. ч. дьо­ло­лу). Её ис­то­ки – в тра­ди­ци­ях охот­ни­ков (пе­вец и му­зы­кант да­на дьа­ли, иг­раю­щий на ма­лень­кой 6-струн­ной ду­го­вой ар­фе сим­бин­го, ис­пол­нял пес­ни о жи­вот­ных и об охо­те, пан­то­ми­мы из жиз­ни охот­ни­ков), в прак­ти­ке пуб­лич­ных су­деб­ных про­цес­сов и др. Проф. муз. тра­ди­ция пре­им. муж­ская, для неё ти­пич­ны пе­ние в ре­чи­та­тив­ной ма­не­ре (за­мет­но араб. влия­ние) и иг­ра на ар­фо­лют­не ко­ра. Ха­рак­тер­ны вир­ту­оз­ные ин­ст­ру­мен­таль­ные им­про­ви­за­ции. Соль­ные вы­ступ­ле­ния дьа­ли со­про­во­ж­да­ет ан­самбль, ча­ще из од­но­род­ных ин­ст­ру­мен­тов (напр., кси­ло­фо­нов ба­ло). В му­зы­ке дьа­лийя ис­поль­зу­ют­ся два ти­па ба­ра­ба­нов тан­тан­го: ци­лин­д­ри­че­ский дун­дун­го и в фор­ме пе­соч­ных ча­сов та­ма. Жен­щи­ны-дьа­ли по­ют в со­про­во­ж­де­нии идио­фо­нов. Ны­не тра­ди­ции дьа­ли про­дол­жа­ют пред­ста­ви­те­ли знат­ных ро­дов Куй­а­тех, Дьо­бар­тех, Су­со, Са­хо. Тра­ди­ции ро­да Ка­ма­ра про­дол­жа­ют му­зы­кан­ты бо­лон – ис­пол­ни­те­ли на ду­го­вой ар­фе, а так­же му­сульм. ре­лиг. пев­цы фи­на – ис­пол­ни­те­ли ха­ди­сов. В тра­диц. му­зы­ке М. при­ме­ня­ют­ся так­же ан­самб­ли ко­ни­че­ских ба­ра­ба­нов ку­ти­ро, со­про­во­ж­даю­щие об­ря­ды ини­циа­ции, сва­деб­ные це­ре­мо­нии, с.-х. ра­бо­ты, спор­тив­ные со­стя­за­ния, тан­цы в мас­ках кан­ку­ранг, кру­го­вые тан­цы леньенг, пе­сен­но-тан­це­валь­ные иг­ро­вые пред­став­ле­ния в честь дру­зей се­ру­ба.

Лит.: Quinn Ch. A. Mandingo kingdoms of the Senegambia: Traditionalism, Islam and Euro­pean expansion. L., 1972; Schaffer M. Man­din­ko: the ethnography of a West African holy land. N. Y., 1980; L’oncle maternel est roi: la formation d’aillances hiérarchiques chez les Man­dingues du Wuli (Sénégal). Leyden, 1995; Gie­sing C., Vydrine V. Ta: r̅ikh Mandinka de Bi­ji­ni (Guinée-Bissau): la mémoire des Man­dinka et Sòoninkee du Kaabu. Leiden; Boston, 2007.

Вернуться к началу