МАНДИ́НКА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАНДИ́НКА (самоназвание – mandinka, португ. мандинго), народ группы манден в Гамбии (крупнейший народ страны – 685 тыс. чел., 2009, оценка), на юге и юго-западе Сенегала (680 тыс. чел., в осн. в пров. Колда) и севере Гвинеи-Бисау (3-й по численности народ страны – 160 тыс. чел.; север округов Бафата и Ойо, северо-восток Кашеу). Говорят на яз. мандинка. В Гамбии и Сенегале распространены также яз. волоф, англ. или франц. яз.; в Гвинее-Бисау – креольский и португальский языки; среди образованной элиты распространено знание араб. яз. В осн. мусульмане-сунниты, часть придерживается традиц. верований (их называют сонинке), распространяется христианство.
М. считают себя потомками воинов Тирамакана Траоре (Тарауеле), посланного Сундьятой Кейта (легендарный основатель Древнего Мали) на завоевание зап. земель. В их состав вошли группы, изначально говорившие на атлантических языках (часть диола, ньюн, байнук и др.). После распада Мали имели раннеполитич. образования Ньюми, Бадибу, Ньяни, Вули-Кантора и др.; крупнейшее – конфедерация Кабу (Габу), состоявшая из вождеств Сама, Тумана, Дьимара, Санкола и др., – разрушено в 1867 в результате войны с фульбе Фута-Джаллона. В результате фульбского завоевания во 2-й пол. 19 в. приняли ислам. Поддерживают тесные связи с волоф, фульбе, диола, серер, сонинке (сарахуле).
По традиц. культуре близки к малинке. Общество делилось на правящий слой Кабу – аристократов-воинов (ньянчо, коринг), простолюдинов (форо) – земледельцев и охотников, несвободных (дьонг). По кастовой структуре и системе терминов родства близки к малинке. Патрилинейные кланы (контонг) подразделяются на линиджи (кабила); между ними существуют отношения эквивалентности или подшучивания (санауйя, данкуту). Прослеживаются элементы матрилинейности, распространены авункулат и кросскузенный брак. Неженатые мужчины и девушки большой семьи (коре) живут в 2 больших домах. Сохраняются мужские и женские инициации, возрастные классы, мужское тайное общество и маска Канкуранг.
Устное творчество включает богатые муз. традиции (проф. и народные), иск-во красноречия (хвалебные песнопения и др.), эпич. сказания (о Сундьяте, о войнах с фульбе), сказки и др. Проф. музыка дьалийя представлена иск-вом касты гриотов дьали (мн. ч. дьололу). Её истоки – в традициях охотников (певец и музыкант дана дьали, играющий на маленькой 6-струнной дуговой арфе симбинго, исполнял песни о животных и об охоте, пантомимы из жизни охотников), в практике публичных судебных процессов и др. Проф. муз. традиция преим. мужская, для неё типичны пение в речитативной манере (заметно араб. влияние) и игра на арфолютне кора. Характерны виртуозные инструментальные импровизации. Сольные выступления дьали сопровождает ансамбль, чаще из однородных инструментов (напр., ксилофонов бало). В музыке дьалийя используются два типа барабанов тантанго: цилиндрический дундунго и в форме песочных часов тама. Женщины-дьали поют в сопровождении идиофонов. Ныне традиции дьали продолжают представители знатных родов Куйатех, Дьобартех, Сусо, Сахо. Традиции рода Камара продолжают музыканты болон – исполнители на дуговой арфе, а также мусульм. религ. певцы фина – исполнители хадисов. В традиц. музыке М. применяются также ансамбли конических барабанов кутиро, сопровождающие обряды инициации, свадебные церемонии, с.-х. работы, спортивные состязания, танцы в масках канкуранг, круговые танцы леньенг, песенно-танцевальные игровые представления в честь друзей серуба.