ВОЛО́Ф
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОЛО́Ф, джолоф, уолоф (самоназвание – wolof), народ в Зап. Африке. Живут в осн. в междуречье Сенегала и Гамбии – на западе Сенегала (самый многочисл. народ страны: 4,6 млн. чел., включая 162 тыс. лебу – 2006, оценка) и на севере Гамбии (186 тыс. чел.), а также в Мали (21 тыс. чел.), Кот-д’Ивуаре (20 тыс. чел.), Мавритании (11 тыс. чел.), Гвинее-Бисау (6,4 тыс. чел.), Франции (35 тыс. чел.). Язык – волоф. Говорят также по-французски (Сенегал, Кот-д’Ивуар, Мавритания), по-португальски (Гвинея-Бисау), по-английски (Гамбия), по-арабски (Мавритания). 99% В. – мусульмане-сунниты маликитского мазхаба (60% – тиджанийя, 30% – муридийя, 10% – кадирийя), остальные – католики, пятидесятники, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы (в городах), приверженцы традиц. верований.
Происхождение В. реконструируется по устной традиции. Их предки – группы мандинго, серер, фульбе, переселившиеся ок. 11 в. с северо-востока после ослабления империи Гана. Примерно в то же время сюда проникает ислам. В кон. 12–13 вв. возникло зависимое от империи Мали раннее гос-во Джолоф с центрами в Тьенг и Вархох, объединявшее в сер. 14 – сер. 16 вв. политич. образования Вало, Кайор, Баол, Син и Салум. Джолоф населяли, кроме В., серер (в осн. в Сине и Салуме), фульбе, тукулёр и др. Контакты с португальцами с 15 в. До кон. 19 в. В. играли ведущую роль в работорговле. С сер. 19 в. под рук. правителя (дамеля) Кайора Лат Диора оказывали сопротивление франц. колонизации. В кон. 19 в. их территория вошла в состав Франц. Зап. Африки. В. составляют большинство гор. населения, играют ведущую роль в экономич. и политич. жизни, оказывают религ. и хозяйств. влияние на др. народы Сенегала.
Традиц. культура характерна для Атлантич. подобласти Зап. Африки. Традиц.
занятия – ручное подсечно-огневое земледелие (сорго, просо, бобовые, хлопок), рыболовство, охота, собирательство (камедь, мёд, воск). Вблизи городов развито товарное огородничество; распространение с 1920-х гг. товарного выращивания арахиса привело к расширению территории обитания В. на восток. Развито скотоводство: крупный рогатый скот (зебу) отдают пасти полукочевникам-фульбе, мелкий обычно принадлежит женщинам и выпасается детьми; скот служит гл. мерилом богатства. Из ремёсел распространены ткачество, плетение (циновки, пояса, сумки), резьба по дереву, ювелирное, гончарное. Сохраняется деление на касты. Свободнорождённые (геер) включали представителей правящих линиджей (гарми), знать (домибур) и свободных общинников (дьямбур); ремесленники (ньеньоо) – кузнецов и ювелиров (тёг), традиционно совершающих обрезание, кожевенников (вуде), ткачей (раба) и певцов-гриотов (гевель); прядением и гончарством занимались женщины; потомки рабов (дьям) разделяются на ранги согласно статусу владельцев; из рабов правителей состояли их воен. дружины (тьедо). Геер сохраняют ведущую роль в политич. и религ. жизни. Существует деление на патрилинейные линиджи (геньоо). В прошлом среди гарми играли важную роль матрилиниджи, большим влиянием пользовались мать и сестра правителя. Правители имели при себе совет, им подчинялись вожди разных рангов. Поселение состоит из родств. семейных общин (кер), возглавляется главой линиджа (ламан – ‘владыка земли’). Поселения насчитывают в осн. до 150, но иногда достигают 2 тыс. жит. Обычно деревни имеют кучевую планировку, иногда в центре расположена площадь для собраний и танцев с мечетью и др. обществ. постройками. К деревне часто примыкают лагеря фульбе. Жилища глинобитные, круглые в плане, с конич. соломенными крышами. С кон. 19 в. ислам развивается в рамках суфийских братств тиджанийя, муридийя и кадирийя. У мужчин членство в братствах наследуется по отцовской линии, юноши вступают в них через обрезание, женщина принадлежит к братству мужа. Наряду с мусульм. шейхами-марабутами важную роль в поселении играют колдуны (джабаркат); изготовленные ими амулеты (гри-гри) и снадобья пользуются большим спросом, в т. ч. в городах.
Для устной традиции характерны историч. предания и хвалебные песни, исполняемые гриотами. Загадки, сказки, назидательные истории рассказывают вечерами, перемежая их танцами. Игра на барабанах табала сопровождает хвалебные песнопения в честь Аллаха. Танцы сопровождаются барабанным ансамблем сабара (в составе – конические барабаны ндер и мбунг-мбунг для сольной импровизации, бочонкообразные горонг и ламбе для басового аккомпанемента, и др.); музыка сабара отличается сложной полиритмией. Муз.-танцевальные ансамбли, напр. «Нац. балет Сенегала», известны за пределами страны. Развивается проф. изобразит. искусство.
Особую группу В. образуют лебу, живущие на п-ове Зелёного Мыса (центр – пос. Йофф, близ г. Дакар) и на побережье к югу от него. Их предки, отделившиеся от Кайора, создали под предводительством шейха Диал Диопа замкнутую теократич. общину (1790–1857). Занимаются в осн. мор. рыболовством, промыслом морских ежей и др. Принадлежат к мусульм. секте лайенн, основанной в 1884 Сейдина Лимамулайе. Сохраняют традиц. культы личных и родовых духов-покровителей (раб, туур), отправление которых находится в руках женщин; экстатич. ритуалы (ндоеп) сопровождаются танцами, жертвоприношениями; в Йоффе проходит ежегодная церемония Тууру. В 1982 создана Ассоциация по экономич., культурному и социальному развитию Йоффа (APECSY), в 1996 принята междунар. программа по охране культуры лебу.