Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОЛО́Ф

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 673-674

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Н. Кальщиков

ВОЛО́Ф, джо­лоф, уо­лоф (са­мо­на­зва­ние – wolof), на­род в Зап. Аф­ри­ке. Жи­вут в осн. в ме­ж­ду­ре­чье Се­не­га­ла и Гам­бии – на за­па­де Се­не­га­ла (са­мый мно­го­числ. на­род стра­ны: 4,6 млн. чел., вклю­чая 162 тыс. ле­бу – 2006, оцен­ка) и на се­ве­ре Гам­бии (186 тыс. чел.), а так­же в Ма­ли (21 тыс. чел.), Кот-д’Ивуаре (20 тыс. чел.), Мав­ри­та­нии (11 тыс. чел.), Гви­нее-Би­сау (6,4 тыс. чел.), Фран­ции (35 тыс. чел.). Язык – во­лоф. Го­во­рят так­же по-фран­цуз­ски (Се­не­гал, Кот-д’Иву­ар, Мав­ри­та­ния), по-пор­ту­галь­ски (Гви­нея-Би­сау), по-анг­лий­ски (Гам­бия), по-­араб­ски (Мав­ри­та­ния). 99% В. – му­суль­ма­не-сун­ни­ты ма­ли­кит­ско­го маз­ха­ба (60% – тид­жа­нийя, 30% – му­ри­дийя, 10% – ка­ди­рийя), ос­таль­ные – ка­то­ли­ки, пя­ти­де­сят­ни­ки, ад­вен­ти­сты седь­мо­го дня, сви­де­те­ли Ие­го­вы (в го­ро­дах), при­вер­жен­цы тра­диц. ве­ро­ва­ний.

Дети волоф. Дакар.

Про­ис­хо­ж­де­ние В. ре­кон­ст­руи­ру­ет­ся по уст­ной тра­ди­ции. Их пред­ки – груп­пы ман­дин­го, се­рер, фуль­бе, пе­ресе­лив­шие­ся ок. 11 в. с се­ве­ро-вос­то­ка по­сле ос­лаб­ле­ния им­пе­рии Га­на. При­мер­но в то же вре­мя сю­да про­ни­ка­ет ис­лам. В кон. 12–13 вв. воз­ник­ло за­ви­си­мое от им­пе­рии Ма­ли ран­нее гос-во Джо­лоф с цен­тра­ми в Тьенг и Вар­хох, объ­е­ди­няв­шее в сер. 14 – сер. 16 вв. по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ния Ва­ло, Кай­ор, Ба­ол, Син и Са­лум. Джо­лоф на­се­ля­ли, кро­ме В., се­рер (в осн. в Си­не и Са­лу­ме), фуль­бе, ту­ку­лёр и др. Кон­так­ты с пор­ту­галь­ца­ми с 15 в. До кон. 19 в. В. иг­ра­ли ве­ду­щую роль в ра­бо­тор­гов­ле. С сер. 19 в. под рук. пра­ви­те­ля (да­ме­ля) Кай­о­ра Лат Дио­ра ока­зы­ва­ли со­про­тив­ле­ние франц. ко­ло­ни­за­ции. В кон. 19 в. их тер­ри­то­рия во­шла в со­став Франц. Зап. Аф­ри­ки. В. со­став­ля­ют боль­шин­ст­во гор. на­се­ле­ния, иг­ра­ют ве­ду­щую роль в эко­но­мич. и по­ли­тич. жиз­ни, ока­зы­ва­ют ре­лиг. и хо­зяйств. влия­ние на др. на­ро­ды Се­не­га­ла.

Тра­диц. куль­ту­ра ха­рак­тер­на для Ат­лан­тич. по­доб­ла­сти Зап. Аф­ри­ки. Тра­диц.

Волоф: 1 – королева; 2 – муж королевы; 3 – торговец. Рисунки сер. 19 в.

за­ня­тия – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (сор­го, про­со, бо­бо­вые, хло­пок), ры­бо­лов­ст­во, охо­та, со­би­ра­тель­ст­во (ка­медь, мёд, воск). Вбли­зи го­ро­дов раз­ви­то то­вар­ное ого­род­ни­че­ст­во; рас­про­стра­не­ние с 1920-х гг. то­вар­но­го вы­ра­щи­ва­ния ара­хи­са при­ве­ло к рас­ши­ре­нию тер­ри­то­рии оби­та­ния В. на вос­ток. Раз­ви­то ско­то­вод­ст­во: круп­ный ро­га­тый скот (зе­бу) от­да­ют пас­ти по­лу­ко­чев­ни­кам-фуль­бе, мел­кий обыч­но при­над­ле­жит жен­щи­нам и вы­па­са­ет­ся деть­ми; скот слу­жит гл. ме­ри­лом бо­гат­ст­ва. Из ре­мёсел рас­про­стра­не­ны тка­че­ст­во, пле­те­ние (ци­нов­ки, поя­са, сум­ки), резь­ба по де­ре­ву, юве­лир­ное, гон­чар­ное. Со­хра­ня­ет­ся де­ле­ние на кас­ты. Сво­бод­но­ро­ж­дён­ные (ге­ер) вклю­ча­ли пред­ста­ви­те­лей пра­вя­щих ли­нид­жей (гар­ми), знать (до­ми­бур) и сво­бод­ных об­щин­ни­ков (дьям­бур); ре­мес­лен­ни­ки (ньень­оо) – куз­не­цов и юве­ли­ров (тёг), тра­ди­ци­он­но со­вер­шаю­щих об­ре­за­ние, ко­же­вен­ни­ков (ву­де), тка­чей (ра­ба) и пев­цов-грио­тов (ге­вель); пря­де­ни­ем и гон­чар­ст­вом за­ни­ма­лись жен­щи­ны; по­том­ки ра­бов (дьям) раз­де­ля­ют­ся на ран­ги со­глас­но ста­ту­су вла­дель­цев; из ра­бов пра­ви­те­лей со­стоя­ли их во­ен. дру­жи­ны (тье­до). Ге­ер со­хра­ня­ют ве­ду­щую роль в по­ли­тич. и ре­лиг. жиз­ни. Су­ще­ст­ву­ет де­ле­ние на пат­ри­ли­ней­ные ли­нид­жи (гень­оо). В про­шлом сре­ди гар­ми иг­ра­ли важ­ную роль мат­ри­ли­нид­жи, боль­шим влия­ни­ем поль­зо­ва­лись мать и се­ст­ра пра­ви­те­ля. Пра­ви­те­ли име­ли при се­бе со­вет, им под­чи­ня­лись во­ж­ди раз­ных ран­гов. По­се­ле­ние со­сто­ит из родств. се­мей­ных об­щин (кер), воз­глав­ля­ет­ся гла­вой ли­нид­жа (ла­ман – ‘вла­ды­ка земли’). По­се­ле­ния на­счи­ты­ва­ют в осн. до 150, но ино­гда дос­ти­га­ют 2 тыс. жит. Обыч­но де­рев­ни име­ют ку­че­вую пла­ни­ров­ку, ино­гда в цен­тре рас­по­ло­же­на пло­щадь для со­б­ра­ний и тан­цев с ме­че­тью и др. об­ществ. по­строй­ка­ми. К де­рев­не час­то при­мы­ка­ют ла­ге­ря фуль­бе. Жи­ли­ща гли­но­бит­ные, круг­лые в пла­не, с ко­нич. со­ло­мен­ны­ми кры­ша­ми. С кон. 19 в. ис­лам раз­ви­ва­ет­ся в рам­ках су­фий­ских братств тид­жа­нийя, му­ри­дийя и ка­ди­рийя. У муж­чин член­ст­во в брат­ст­вах на­сле­ду­ет­ся по от­цов­ской ли­нии, юно­ши всту­па­ют в них че­рез об­реза­ние, жен­щи­на при­над­ле­жит к брат­ст­ву му­жа. На­ря­ду с му­сульм. шей­ха­ми-ма­ра­бу­та­ми важ­ную роль в по­се­ле­нии иг­ра­ют кол­ду­ны (джа­бар­кат); из­го­тов­лен­ные ими аму­ле­ты (гри-гри) и сна­до­бья поль­зу­ют­ся боль­шим спро­сом, в т. ч. в го­ро­дах.

Для устной традиции ха­рак­тер­ны ис­то­рич. пре­да­ния и хва­леб­ные пес­ни, ис­пол­няе­мые грио­та­ми. За­гад­ки, сказ­ки, на­зи­да­тель­ные ис­то­рии рас­ска­зы­ва­ют ве­че­ра­ми, пе­ре­ме­жая их тан­ца­ми. Иг­ра на ба­ра­ба­нах та­ба­ла со­про­во­ж­да­ет хва­леб­ные пес­но­пе­ния в честь Ал­ла­ха. Тан­цы со­про­во­ж­да­ют­ся ба­ра­бан­ным ан­самб­лем са­ба­ра (в со­ста­ве – ко­ни­че­ские ба­ра­ба­ны ндер и мбунг-мбунг для соль­ной им­про­ви­за­ции, бо­чон­ко­об­раз­ные го­ронг и лам­бе для ба­со­во­го ак­ком­па­не­мен­та, и др.); му­зы­ка са­ба­ра от­ли­ча­ет­ся слож­ной по­ли­рит­ми­ей. Муз.-тан­це­валь­ные ан­самб­ли, напр. «Нац. ба­лет Се­не­га­ла», из­вест­ны за пре­де­ла­ми стра­ны. Раз­ви­ва­ет­ся проф. изо­бра­зит. ис­кус­ст­во.

Осо­бую груп­пу В. об­ра­зу­ют ле­бу, жи­ву­щие на п-ове Зе­лё­но­го Мы­са (центр – пос. Йофф, близ г. Да­ка­р) и на по­бе­ре­жье к югу от не­го. Их пред­ки, от­де­лив­шие­ся от Кай­о­ра, соз­да­ли под пред­во­ди­тель­ст­вом шей­ха Ди­ал Дио­па замк­ну­тую тео­кра­тич. об­щи­ну (1790–1857). За­ни­ма­ют­ся в осн. мор. ры­бо­лов­ст­вом, про­мыс­лом мор­ских ежей и др. При­над­ле­жат к му­сульм. сек­те лай­енн, ос­но­ван­ной в 1884 Сей­ди­на Ли­ма­му­лайе. Со­хра­ня­ют тра­диц. куль­ты лич­ных и ро­до­вых ду­хов-по­кро­ви­те­лей (раб, ту­ур), от­прав­ле­ние ко­то­рых на­хо­дит­ся в ру­ках жен­щин; экс­та­тич. ри­туа­лы (ндо­еп) со­про­во­ж­да­ют­ся тан­ца­ми, жерт­во­при­но­ше­ния­ми; в Йоф­фе про­хо­дит еже­год­ная це­ре­мо­ния Туу­ру. В 1982 соз­да­на Ас­со­циа­ция по эко­но­мич., куль­тур­но­му и со­ци­аль­но­му раз­ви­тию Йоф­фа (APECSY), в 1996 при­ня­та ме­ж­ду­нар. про­грам­ма по ох­ра­не куль­ту­ры ле­бу.

Лит.: Gamble D. P. The Wolof of Senegambia, together with notes on the Lebu and the Serer. L., 1957; Pélissier P. Les paysants du Sénégal. Saint-Yrieix, 1966; Diop A. B. La société Wolof: tradition et changement. P., 1981.

Вернуться к началу