СЕРЕ́Р
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕРЕ́Р (самоназвание) (сереер, серер-салум, серер-син, син-салум, син-син), народ в Зап. Африке. Живут на западе Сенегала (области Фатик, Каолак, Кафрин, Диурбель и Тиес – 1,3 млн. чел., 2015, оценка; 3-й по численности народ) и на правобережье эстуария р. Гамбия на северо-западе Гамбии (запад окр. Кереван – 40 тыс. чел.); ок. 5 тыс. чел. проживают на юге Мавритании. Подразделяются на группы: син, ньоминка, нон (ноон), сафен (саафи), ндут, палор (фалор, сиили), ла (лаалаа). Говорят на яз. серер и языках группы чангин атлантических языков; многие С. перешли на яз. волоф, распространён также франц. яз. В осн. мусульмане-сунниты, часть сохраняет традиц. верования.
Этнич. общность С. сформировалась на юге совр. Мавритании к 11 в., откуда они переселились в 11–12 вв. под натиском исламской экспансии Альморавидов. В 1186 С. совместно с фульбе создали раннеполитич. образование Вало, затем в низовьях р. Сенегал – Син и Салум. Во 2-й пол. 19 в. под влиянием движения марабутов среди С. распространился ислам.
Традиц. культура типична для народов Атлантич. подобласти Зап. Африки, близка к волофской. Занимаются ручным земледелием (арахис, просо, рис), рыболовством (группа ньоминка в дельте р. Салум), держат крупный рогатый скот (знать отдаёт его на выпас фульбе). Существовали касты медников (вуде), гончаров (ньеньо), ткачей и сказителей-гриотов (для них характерны полосатые ткани серр, или тьявали). Основу традиц. социальной организации составляют деревенские и большесемейные общины, патрилинейная родовая организация. Распространены полигиния, левират и сорорат. Система терминов родства бифуркативного типа. Кузнецами были в осн. волоф, резчиками по дереву (лаобе) – фульбе, торговцами (считалось низким занятием), а также придворными шутами (биссит) – мавры. Отношения подшучивания (масир, калир) связывают С. с тукулёрами. Роды имеют тотемов (таана). Сохраняется вера в духов предков (панголь) во главе с демиургом Рог (Роог Сен), культы сил природы, колдовство. Инициация (ндут) мальчиков включает обрезание (инициируемые исполняли ритуальные песни ндьюп), девочек – нанесение татуировки. Древние погребения сопровождались богатым инвентарём, возведением курганов и кромлехов; практиковалась мумификация. Сохраняется иск-во ритуальных песен (тассу), исполняемых гриотами (гевель), в т. ч. женщинами. Во время придворных церемоний звучали священные барабаны дьюндьюнг. Танцевальная музыка (мбалакс) сопровождается игрой на барабанах (сабар, тама, ксин, джембе); среди знаменитых исполнителей этого стиля – Юссу Н’Дур. Из др. муз. инструментов известны идиофон из калебаса (гамба), струнные (халам, кора). Серерские корни имеет традиция сенегальской борьбы (ламб, ндьом).
С. были первые президенты Сенегала Л. С. Сенгор и А. Диуф, первая женщина на посту вице-президента Гамбии (с 1997) Айсату Нджие-Сайди и др.