ЛЕВ I ВЕЛИ́КИЙ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕВ I ВЕЛИ́КИЙ (Leo Magnus) (кон. 4 в., Тоскана или Рим – 10.11.461, Рим), папа Римский (440–461), богослов, христианский святой.
Получил образование и начал церковную деятельность в Риме. Вероятно, при папе Римском Зосиме (417–418) ездил в Карфаген с письмом от рим. пресвитера Сикста (будущего папы Сикста III) к местному еп. Аврелию. При папе Целестине (422–432) в 428–430 получил сан архидиакона Римского, занимался несторианскими спорами (см. Несторианство). В частности, по его просьбе и при предоставлении им необходимых материалов из папской канцелярии Иоанн Кассиан Римлянин написал трактат «О воплощении Господа, против Нестория» («De incarnatione Domini contra Nestorium», 429–430). В 431 Лев состоял в переписке с Кириллом Александрийским по поводу конфликта последнего с епископом Иерусалимским Ювеналием. В 432 стал ближайшим советником папы Сикста III (432–440). Весной 440 направлен во главе посольства в Галлию для устранения конфликта между рим. военачальником Аэцием и префектом претория Альбином. 29.9.440 возведён на Рим. кафедру. Укреплял папскую власть на Западе и активно боролся с еретиками: представителями пелагианства и манихейства в Италии, присциллианами в Испании. В 445 добился от императора Зап. Рим. империи Валентиниана III признания папской юрисдикции на всём Западе.
В 448–449 Л. I В. принял участие в деле о ереси Евтихия, заявлявшего о слиянии Божественной и человеческой природ во Христе в единую природу (см. в ст. Монофизитство). Заняв сторону архиепископа Константинопольского Флавиана, папа направил ему «Томос» (догматич. послание), в котором изложил православное учение о воплощении Сына Божия: исповедание во Христе одного Лица и двух природ (Божественной и человеческой). Легаты Л. I В. отказались признать решения Эфесского («разбойничьего») собора 449, на котором возобладали сторонники Евтихия. В 451 в Халкидоне был созван IV Вселенский собор (см. Вселенские соборы), на котором присутствовали легаты папы. «Томос» Л. I В. оказал значит. влияние на окончат. формулировку догматич. определения собора (Халкидонский орос) о Христе, «в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого». В своём послании от 21.3.453 Л. I В. подтвердил все вероучительные решения IV Вселенского собора (за исключением 28-го канонич. правила о равночестности Константинопольского патриаршего престола престолу Рима) и вместе с имп. Вост. Рим. империи Маркианом и архиепископом Константинопольским Анатолием прилагал дальнейшие усилия для того, чтобы решения собора были признаны монофизитами на Востоке. Одновременно Л. I В. предпринял шаги для консолидации итал. епископов вокруг папы Римского. В рим. провинции Иллирик (Балканский п-ов) при Л. I В. обострилось соперничество с патриархом Константинопольским по поводу церковной юрисдикции Фессалоникийского викариата. В 452 Л. I В. в составе посольства встречался с предводителем гуннов Аттилой, в результате чего тот отказался от планов захвата Рима и удовлетворился контрибуцией.
Из многочисл. проповедей Л. I В. сохранилось 96 или 97, гл. обр. посвящённых праздникам и памятным датам церковного года, но затрагивающих разл. догматич., нравственные и церковно-канонич. вопросы. Эпистолярное наследие Л. I В. составляют 143 письма к епископам, соборам, императорам и др. лицам. Приписываемая Л. I В. «Книга таинств Римской Церкви» имеет более позднее происхождение.
Характерной особенностью христологии Л. I В., занимающей гл. место в его богословии, является её тесная связь с сотериологией – учением о спасении человека. Учение Л. I В. о свободе и благодати синтезирует идеи умеренного августинианства и галльского аскетич. направления, берущего начало от прп. Иоанна Кассиана Римлянина. В экклезиологии Л. I В. одним из первых стал использовать понятие Ecclesia universalis («вселенская Церковь»), соединив с ним специфически зап. учение о примате епископа Римского (папы), утверждающее полноту его власти над всеми епископами на основании того, что апостолы получили власть от Христа, но через ап. Петра, «князя апостолов», преемником которого является епископ Римский. При этом епископы и священники, по мысли Л. I В., получают благодать священства от самого Христа, но иерархич. властью наделяются через общение с папой. Т. о., папа обладает всей полнотой власти в Церкви.
Л. I В. был первым папой, похороненным в базилике Св. Петра в Риме. За заслуги в борьбе с монофизитской ересью, проповедь православной веры получил именование Великого; в 1754 папа Бенедикт XIV провозгласил его в Римско-католич. церкви учителем Церкви (doctor Ecclesiae). Память Л. I В. по календарю Рус. православной церкви празднуется 18 февр. (3 марта), по календарю Римско-католич. церкви – 11 апр. и 10 ноября.