Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИ́ЕВСКАЯ КУЛЬТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 648

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Обломский

КИ́ЕВСКАЯ КУЛЬТУ́РА (па­мят­ни­ки ки­ев­ско­го ти­па, ки­ев­ская куль­тур­но-ис­то­рич. общ­ность), ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра 3 – нач. 5 вв. в бас­сей­не верх­не­го те­че­ния Зап. Дви­ны, лес­ном и ле­со­степ­ном По­днеп­ро­вье, ле­со­степ­ной час­ти бас­сей­на Се­вер­ско­го Дон­ца. Анк­ла­вы К. к. из­вест­ны в ле­со­степ­ной час­ти бас­сей­нов р. Хо­пёр и ле­во­бе­реж­ных при­то­ков Вол­ги. На­зва­на по ис­сле­до­ван­ной В. Н. Да­ни­лен­ко в кон. 1940-х – нач. 1950-х гг. груп­пе па­мят­ни­ков в ок­ре­ст­но­стях Кие­ва, но по­лу­чи­ла при­зна­ние по­сле раз­ве­док и рас­ко­пок П. Н. Треть­я­ко­ва и Е. А. Го­рю­но­ва в бас­сей­не р. Дес­на в 1960-е гг. Ба­зо­вые сво­ды па­мят­ни­ков К. к., её де­ле­ние на ло­каль­ные ва­ри­ан­ты и 3 хро­но­ло­гич. эта­па пред­став­ле­ны с 1990-х гг. в ра­бо­тах Р. В. Тер­пи­лов­ско­го, А. М. Об­лом­ско­го, Н. С. Аба­ши­ной, Н. В. Ло­па­ти­на, А. Г. Фу­рась­е­ва, А. А. Хре­ко­ва, Д. А. Ста­шен­ко­ва.

Киевская культура. Бронзовые фибулы с эмалью (1) и браслет (2) из клада на поселении Шишино 5 (по А. М. Обломскому).

В со­ста­ве К. к. вы­де­ля­ют 4 осн. ло­каль­ных ва­ри­ан­та (см. кар­ту): верх­не­днеп­ров­ский (за­ни­ма­ет б. ч. лес­но­го По­днеп­ро­вья, с отд. па­мят­ни­ка­ми до бас­сей­на Зап. Бу­га), сред­не­днеп­ров­ский (ле­со­степ­ное По­днеп­ро­вье до р. Рось на юге), дес­нин­ский (бас­сей­ны Дес­ны, ниж­не­го и сред­не­го Сей­ма), сей­мин­ско-до­нец­кий (ле­со­степ­ная часть вос­то­ка Днеп­ров­ско­го Ле­во­бе­ре­жья и бас­сей­нов верх­них Сей­ма, Се­вер­ско­го Дон­ца, Ос­ко­ла). На ок­раи­нах К. к. вы­де­ля­ют­ся осо­бые груп­пы: ти­па За­озе­рье, Иня­се­во (бас­сейн р. Хо­пёр), Си­дель­ки­но (Ср. По­вол­жье). Се­ли­ща, на се­ве­ре есть го­ро­ди­ща. Пря­мо­уголь­ные, уг­луб­лён­ные в зем­лю жи­ли­ща сруб­ной или кар­кас­ной кон­ст­рук­ции (в ле­со­сте­пи из­ред­ка с гли­ня­ной об­маз­кой), как пра­ви­ло с оча­га­ми; в лес­ной зо­не из­вест­ны пе­чи из кам­ня, а в ле­со­степ­ной – т. н. пе­чи-ка­ми­ны (в ни­шах, вы­ре­зан­ных в ма­те­ри­ко­вой гли­не). Грун­то­вые мо­гиль­ни­ки; тру­по­сож­же­ния на сто­ро­не; не­мно­го­чис­лен­ные кос­ти, обыч­но пе­ре­ме­шан­ные с ос­тат­ка­ми по­гре­баль­но­го ко­ст­ра и об­лом­ка­ми со­су­дов, по­ме­ща­ли в круг­лые или оваль­ные ям­ки; урны и ин­вен­тарь ред­ки. Ке­ра­ми­ка – горш­ки, мис­ки, кор­ча­ги, дис­ки, мис­ки-плош­ки, ми­ниа­тюр­ные со­су­ды, пряс­ли­ца (как пра­ви­ло, би­ко­ни­че­ские), гру­зи­ла; при из­го­тов­ле­нии при­ме­нял­ся по­во­рот­ный сто­лик, есть ло­щё­ные со­су­ды, на ран­нем эта­пе – спе­ци­аль­но ошер­шав­лен­ные («хро­по­ва­тые»); в осн. в лес­ной зо­не (осо­бен­но для верх­не­днеп­ров­ско­го ва­ри­ан­та и ти­па За­озе­рье) ха­рак­тер­на по­су­да, по­кры­тая рас­чё­са­ми, на­не­сён­ны­ми фраг­мен­та­ми греб­ня, и штри­хо­ван­ная. Же­лез­ные сер­пы, про­уш­ные то­по­ры, на­ко­неч­ни­ки ко­пий и дро­ти­ков, шпо­ры, иг­лы с уш­ком и др., ка­мен­ные зер­но­тёр­ки, на сред­нем и позд­нем эта­пах – ро­та­ци­он­ные жер­но­ва. Брон­зо­вые и же­лез­ные фи­бу­лы и де­та­ли по­яс­ных на­бо­ров: им­порт­ные или ими­та­ции центр.-ев­ро­пей­ских (для сред­не­го и позд­не­го эта­па – в осн. чер­ня­хов­ские) и ме­ст­ные се­рии. Ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны ук­ра­ше­ния кру­га вос­точ­но­ев­ро­пей­ских вы­ем­ча­тых эма­лей, в т. ч. кла­ды. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва – зем­ле­де­лие (под­сеч­ное или пе­ре­лож­ное) и жи­вот­но­вод­ст­во. Силь­ны свя­зи с ан­тич­ны­ми го­ро­да­ми Сев. При­чер­но­мо­рья и чер­ня­хов­ской куль­ту­рой, от­ту­да ви­но и др. про­дук­ты в ам­фо­рах, по­су­да, фи­бу­лы, греб­ни по­сту­па­ли в Ср. По­днеп­ро­вье и на Днеп­ров­ское Ле­во­бе­ре­жье, по всей К. к. – бу­сы, рим. мо­не­ты и др.

Киевская культура: 1 – план полуземлянки; 2, 3, 5–8 – металлические детали убора: пряжка, фибулы, булавка, подвеска, кольцевидная застёжка (6, 7 – бронза с эмалью); 4 – к...

К. к. сфор­ми­ро­ва­лась на ру­бе­же 2–3 вв. в ре­зуль­та­те ми­гра­ций, при­вед­ших к слож­ной пе­ре­груп­пи­ров­ке позд­не­за­ру­би­нец­ких пле­мён (см. в ст. За­ру­би­нец­кая куль­ту­ра) при не­ко­то­ром уча­стии но­си­те­лей пше­вор­ской куль­ту­ры в ле­со­степ­ной зо­не и штри­хо­ван­ной ке­ра­ми­ки куль­ту­ры – в лес­ном По­днеп­ро­вье и По­де­се­нье. Роль ком­по­нен­тов в ло­каль­ных ва­ри­ан­тах раз­лич­на, она про­дол­жа­ет быть пред­ме­том дис­кус­сии. Со 2-й пол. 3 в. сред­не­днеп­ров­ские груп­пы ас­си­ми­ли­ру­ют­ся или вы­тес­ня­ют­ся но­си­те­ля­ми чер­ня­хов­ской куль­ту­ры, ко­то­рые тес­но взаи­мо­дей­ст­ву­ют с сей­мин­ско-до­нец­ки­ми груп­па­ми К. к. (с дес­нин­ски­ми же на­блю­да­ет­ся кон­фрон­та­ция); на этих ос­но­вах фор­ми­ру­ет­ся «ки­ев­ский ком­по­нент» чер­ня­хов­ской куль­ту­ры. На ба­зе тра­ди­ций чер­ня­хов­ской и К. к. в Верх­нем По­до­нье (ме­ж­ду совр. го­ро­да­ми Дан­ков и Во­ро­неж) сло­жи­лась груп­па Ка­шир­ка – Се­дел­ки. В 4 в. дес­нин­ский ва­ри­ант К. к. рас­про­стра­нил­ся на б. ч. тер­ри­то­рии верх­не­днеп­ров­ско­го. На р. Хо­пёр па­мят­ни­ки К. к. это­го вре­ме­ни не­из­вест­ны. В кон. 4 – нач. 5 вв. в ре­зуль­та­те се­рии ми­гра­ций на­се­ле­ния Вост. Ев­ро­пы, на­ча­ло ко­то­рым по­ло­жи­ло по­яв­ле­ние гун­нов, пле­ме­на дес­нин­ско­го ва­ри­ан­та К. к. про­дви­ну­лись на тер­ри­то­рию днеп­ров­ской ле­со­сте­пи, где на­ря­ду с ме­ст­ны­ми груп­па­ми К. к. и «ки­ев­ско­го ком­по­нен­та» чер­ня­хов­ской куль­ту­ры ста­ли ос­но­вой пень­ков­ской куль­ту­ры. Но­си­те­ли сей­мин­ско-до­нец­ко­го ва­ри­ан­та К. к. со­ста­ви­ли важ­ный ком­по­нент груп­пы За­мя­ти­но – Чер­то­виц­кое. Тра­ди­ции дес­нин­ско­го ва­ри­ан­та К. к. в этот же пе­ри­од транс­фор­ми­ру­ют­ся в ко­ло­чин­скую куль­ту­ру. Груп­па Си­дель­ки­но ста­ла од­ной из ос­нов фор­ми­ро­ва­ния имень­ков­ской куль­ту­ры. На ос­но­ве ти­па За­озе­рье сфор­ми­ро­ва­лись куль­ту­ра кру­га Ту­шем­ли, псков­ских длин­ных кур­га­нов куль­ту­ра, удо­мель­ско­го ти­па на Верх­ней Вол­ге и др. Боль­шин­ст­во спе­циа­ли­стов со­от­но­сят но­си­те­лей К. к. с ря­дом групп ран­них сла­вян. В. В. Се­дов и не­ко­то­рые др. ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что К. к. ос­тав­ле­на «днеп­ров­ски­ми» бал­та­ми, на­хо­див­ши­ми­ся под силь­ным влия­ни­ем степ­ных на­ро­дов.

Лит.: Тер­пи­лов­ский Р. В., Аба­ши­на Н. С. Па­мят­ни­ки ки­ев­ской куль­ту­ры (свод ар­хео­ло­ги­че­ских ис­точ­ни­ков). К., 1992; Об­лом­ский А. М. Днеп­ров­ское ле­со­степ­ное Ле­во­бе­ре­жье в позд­не­рим­ское и гунн­ское вре­мя (се­ре­ди­на 3 – пер­вая по­ло­ви­на 5 в. н. э.). М., 2003; Тер­пи­лов­ский Р. В. Сла­вя­не По­днеп­ро­вья в пер­вой по­ло­ви­не 1 тыс. н. э. Lublin, 2004; Ло­па­тин Н. В., Фу­рась­ев АГ. Се­вер­ные ру­бе­жи ран­не­сла­вян­ско­го ми­ра. М., 2007; Па­мят­ни­ки ки­ев­ской куль­ту­ры в ле­со­степ­ной зо­не Рос­сии (III – нач. V в. н. э.). М., 2007.

Вернуться к началу