ПЕНЬКО́ВСКАЯ КУЛЬТУ́РА
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕНЬКО́ВСКАЯ КУЛЬТУ́РА, археологич. культура 5–7 вв. в лесостепной зоне от Поднестровья до бассейна Северского Донца. На северо-востоке имеет «прозрачную» границу с близкородственной колочинской культурой. В Пруто-Днестровском междуречье и Юж. Побужье перемежается с памятниками пражской культуры, но имеет с ней отчётливую границу на Днепровском Правобережье, между реками Стугна и Рось. В зоне П. к. наблюдается и инфильтрация памятников, связываемых с кочевниками Азово-Черноморских степей. К этой культуре относится также группа памятников Днепровского Надпорожья. Отд. компоненты П. к. зафиксированы в Нижнем Подунавье (в т. ч. в связи с визант. укреплениями, напр. Диногеция, Нова-Черна, Индепенденца, Пьятра-Фрекацей). Соотнесение с П. к. ряда находок в Ср. Подунавье и др. регионах ныне не разделяется специалистами. Памятники П. к. начали изучаться со 2-й пол. 1940-х гг. Термин введён в науч. оборот Д. Т. Березовцом по материалам раскопок в 1956–1959 у с. Пеньковка (Светловодский р-н Кировоградской обл., Украина) и др. памятников в бассейне р. Тясьмин. Совр. понимание и материалы П. к. наиболее полно представлены в работах О. М. Приходнюка и др. Намечены локальные группы, для некоторых регионов – периодизация.
Небольшие открытые поселения (многие приурочены к поймам), как правило, образуют «гнёзда». Интерпретация памятников у сёл Селиште (Оргеевский р-н, Молдавия) и Будище (Черкасский р-н Черкасской обл., Украина) как городищ П. к. вызывает у некоторых специалистов сомнения. Грунтовые могильники расположены близ поселений, отд. погребения – на территории поселений: остатки трупосожжений неочищенными помещали в ямку, иногда в урну; инвентарь бедный. Единичные трупоположения, в т. ч. впущенное в курган, в простых ямах или яме с подбоем, рассматривают как связанные с субстратным населением или инокультурным влиянием. Преобладают подквадратные в плане полуземлянки с очагом, иногда с «входами» и ямами; есть постройки округлой («юртообразные») и неправильной формы. Печи-каменки трактуют как сравнительно поздние, ряд исследователей связывают их с проникновением элементов пражской культуры. Есть очаги и печи за пределами углублённых сооружений. Хозяйств. ямы овальные и округлые в плане, в осн. с прямыми стенками или колоколовидные. Преобладают лепные округлобокие (с расширением у середины высоты сосуда) и биконич. горшки (др. форм – не более 10%), есть «сковороды», «диски», миски, единичны привозные амфоры. На поздних памятниках известна сделанная на гончарном круге посуда пастырского (см. Пастырское городище) и канцерского (изготовлена в ряде центров Ср. Поднепровья в традициях, характерных для алан центр. части Сев. Кавказа) типов; на ранних – черняховской культуры. Глиняные пряслица, тигли, льячки. Каменные жернова, литейные формочки. Железные серпы, ножи, наральники (единичны), удила, наконечники мотыжек, стрел, копий и др. Некоторые местные серии фибул относятся к типам и группам, характерным для Подунавья и Крыма, есть импортные или широко распространённые детали убора. Не позднее 2-й четв. 7 в. сформировался специфичный убор, представленный в комплексах круга Мартыновского клада. В основе хозяйства – земледелие и животноводство.
Ряд теорий, связанных с пониманием П. к. и её этнокультурной интерпретацией, совр. специалистами полностью или частично отвергаются. Наиболее аргументировано соотношение происхождения П. к. с традициями групп черняховской культуры, имеющими компоненты киевской культуры, при существенном участии традиций более сев. групп киевской культуры. Наиболее ранние памятники П. к. (ок. 2-й четв. 5 в.) зафиксированы восточнее Днепра. Финал П. к. (ок. 3-й четв. или в рамках 2-й пол. 7 в.) отмечен «выпадением» кладов типа Мартыновского. В зап. части ареала П. к. сменяется памятниками культуры Луки-Райковецкой, в восточной – типа Сахновка и Волынцево. Большинство специалистов считают, что в П. к. преобладают традиции раннеславянского круга (см. в ст. Славяне) и соотносят её носителей с антами.