Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИРОКЕ́ЗЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 704

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Якунин

ИРОКЕ́ЗЫ (iroquoi, ал­гон­кин­ское – змеи, т. е. вра­ги; с 17 в. назв. ис­поль­зо­ва­лось ев­ро­пей­ца­ми), 1) груп­па ин­дей­ских на­ро­дов в США и Ка­на­де. Чис­лен­ность в США 353,8 тыс. чел. (в т. ч. 302,6 тыс. чел. чи­ро­ки; 2000, пе­ре­пись), в Ка­на­де 49,7 тыс. чел. (2005, пе­ре­пись). Го­во­рят на иро­кез­ских язы­ках и англ. язы­ке.

К на­ча­лу ев­роп. ко­ло­ни­за­ции жи­ли в осн. в рай­оне Ве­ли­ких озёр: в до­ли­не р. Св. Лав­рен­тия (лав­рен­тий­ские И.), ме­ж­ду озё­ра­ми Гу­рон и Он­та­рио (пе­ту­ны, гу­ро­ны), к се­ве­ро-вос­то­ку от оз. Эри (ней­траль­ные), на юго-вос­ток от оз. Эри (эри), к югу от оз. Он­та­рио (вен­ро), к югу и юго-вос­то­ку от оз. Он­та­рио (соб­ст­вен­но И.) и юж­нее – на тер­ри­то­рии совр. шта­тов Зап. Вир­ги­ния (су­ск­ве­хан­но­ки), Вир­ги­ния и Сев. Ка­ро­ли­на (чи­ро­ки, тус­ка­ро­ра и др. вир­гин­ские и се­ве­ро-ка­ро­лин­ские И.). По дан­ным ар­хео­ло­гии и ге­не­ти­ки, И. при­шли в рай­он Ве­ли­ких озёр с Юго-Во­сто­ка Сев. Аме­ри­ки в кон. 1-го тыс. н. э. (тра­ди­ция Клем­сон-Ай­ленд). Втор­же­ние И. раз­де­ли­ло жив­ших тут ал­гон­ки­нов на вост. (при­ат­лан­ти­чес­кую) и центр. груп­пы. В 17–18 вв. б. ч. И. (кро­ме чи­ро­ки и час­ти гу­ро­нов) бы­ла ас­си­ми­ли­ро­ва­на соб­ст­вен­но иро­ке­за­ми.

Ирокезская вышивка бисером: 1 – мокасин; 2 – ноговица; 3 – сумка; 4 – детская люлька. 19 в. (по Л. Г. Моргану).

2) Соб­ст­вен­но И. (са­мо­на­зва­ние – хо­де­но­сау­ни, hau­denosaunee, букв. – лю­ди длин­но­го до­ма), груп­па иро­кез­ских на­ро­дов в США (юж. И.: се­не­ка, онон­да­га, кай­ю­га, оней­да, тус­ка­ро­ра, часть мо­гау­ков – штат Нью-Йорк; часть се­не­ка и кай­ю­га – штат Ок­ла­хо­ма; часть оней­да – вос­ток шта­та Вис­кон­син) и на юго-вос­то­ке Ка­на­ды (сев. И.: мо­гау­ки – про­вин­ции Он­та­рио и Кве­бек; се­не­ка, оней­да, онон­да­га, кай­ю­га, мо­гау­ки, тус­ка­ро­ра – ре­зер­ва­ция Сикс-Ней­шенс в Он­та­рио). Чис­лен­ность в США 48,8 тыс. чел. (2000, пе­ре­пись), в Ка­на­де 49,7 тыс. чел. (2005, пе­ре­пись). Го­во­рят на язы­ках се­не­ка, кай­ю­га, онон­да­га, оней­да, мо­га­ук, тус­ка­ро­ра и англ. яз. И. – хри­стиа­не (про­тес­тан­ты и ка­то­ли­ки) и по­сле­до­ва­те­ли син­кре­тич. «ре­ли­гии длин­но­го до­ма».

Па­мят­ни­ки т. н. се­ве­ро-иро­кез­ской тра­ди­ции в шта­те Нью-Йорк и ка­над. про­вин­ци­ях Он­та­рио и Кве­бек про­сле­жи­ва­ют­ся с 10–11 вв. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Се­ве­ро-Вос­то­ка США; её клас­сич. опи­са­ние для 1-й пол. 19 в. сде­ла­но Л. Г. Мор­га­ном, по­стро­ив­шим на ос­но­ве изу­че­ния си­сте­мы род­ст­ва и ро­до­вой ор­га­ни­за­ции И. об­щую тео­рию эво­лю­ции си­стем род­ст­ва. Осн. за­ня­тие – под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (гл. куль­ту­ры – «ин­дей­ская триа­да» – ку­ку­ру­за, фа­соль и ты­к­ва, а так­же под­сол­неч­ник, та­бак, го­рох, ка­бач­ки и др.); при­мер­но ка­ж­дые 10 лет по­сёл­ки пе­ре­но­си­лись из-за ис­то­ще­ния зе­мель. Муж­чи­ны ле­том ло­ви­ли ры­бу, зи­мой охо­ти­лись (в осн. на оле­ня и боб­ра). Охо­тились гл. обр. не­боль­ши­ми груп­па­ми, бы­ла из­вест­на кол­лек­тив­ная за­гон­ная охо­та на оле­ня. Ору­жие – лук, стре­ло­ме­та­тель­ная труб­ка. Зи­мой пе­ре­дви­га­лись на сту­па­тель­ных лы­жах, ле­том – на кар­кас­ных лод­ках из ко­ры вя­за. Бы­ло из­вест­но из­го­тов­ле­ние ке­ра­ми­ки.

Ко 2-й пол. 16 в. был об­ра­зо­ван со­юз пя­ти пле­мён (т. н. Ли­га И.): се­не­ка (са­мо­на­зва­ние – нун­дэй­вао­но, букв. – на­род Ве­ли­ко­го хол­ма), кай­ю­га (са­мо­на­зва­ние – гвэ­юг­вэ­хо­но, букв. – на­род на не­на­дёж­ной зем­ле), онон­да­га (са­мо­на­зва­ние, букв. – на­род на хол­мах), оней­да (са­мо­на­зва­ние – оней­о­теа­ка, букв. – на­род гра­ни­та), мо­гау­ки (ал­гон­кин­ское – лю­до­еды, са­мо­на­зва­ние – га­неа­гэй­о­но, букв. – на­род крем­ня). Со­вет и «ве­ли­кий огонь» Ли­ги на­хо­ди­лись в Онон­да­ге. Ос­но­ва­ние Ли­ги (при­ня­тие «кон­сти­ту­ции», или «Ве­ли­ко­го за­ко­на ми­ра») пре­да­ние при­пи­сы­ва­ет во­ж­дям Де­га­но­ве­де (Ве­ли­кий Ми­ро­тво­рец) и Гай­а­ва­те (Ай­ен­ва­та). Пле­мя де­ли­лось на две фрат­рии (в прош­лом эк­зо­гам­ные), объ­е­ди­няв­шие мат­ри­ли­ней­ные то­тем­ные ро­ды (чле­ны од­но­го ро­да при­над­ле­жа­ли раз­ным пле­ме­нам, напр. чле­ны ро­дов Че­ре­па­хи, Вол­ка и Мед­ве­дя бы­ли во всех пле­ме­нах, Боб­ра и Оле­ня – у онон­да­га, кайю­га и се­не­ка), ли­нид­жи и суб­ли­нид­жи, со­став­ляв­шие ос­но­ву об­щин, на­се­ляв­ших длин­ные до­ма (ова­чи­ра), во гла­ве с вы­бор­ной пра­ви­тель­ни­цей. Ли­га так­же де­ли­лась на по­ло­ви­ны: мо­гау­ки, онон­да­га и се­не­ка, с од­ной сто­ро­ны, оней­да и кайю­га – с дру­гой. По­се­ле­ния на­счи­ты­ва­ли до 2–3 тыс. чел., бы­ли ук­ре­п­ле­ны не­сколь­ки­ми ря­да­ми час­то­ко­ла. Брак мо­но­гам­ный, бы­ли ча­сты раз­во­ды. Брач­ное по­се­ле­ние мат­ри­ло­каль­ное, до 18 в. со­хра­ня­лось дис­ло­каль­ное по­се­ле­ние. Крос­ску­зен­ные бра­ки бы­ли за­пре­ще­ны. Су­щест­во­ва­ли стро­го ре­гла­мен­ти­ро­ван­ные от­но­ше­ния вза­им­но­сти меж­ду стар­ши­ми и млад­ши­ми, ро­ди­те­ля­ми и де­ть­ми, муж­чи­на­ми и жен­щи­на­ми, сиб­лин­га­ми и ку­зе­на­ми. Тра­диц. си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва (со­хра­ня­лась в не­из­мен­ном ви­де до сер. 20 в.) би­фур­ка­тив­но­го («иро­кезс­ко­го») ти­па. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­ра­сту. Осо­бен­но­стью тер­ми­нов род­ст­ва И. яв­ля­ет­ся их пе­ре­ход­но-гла­голь­ная, а не имен­ная при­ро­да. Тер­ми­ны род­ст­ва упот­реб­ля­ют­ся толь­ко с по­ка­за­те­ля­ми при­тя­жа­тель­но­сти и не под­ле­жат ин­кор­по­ра­ции.

Архив БРЭ Сагаеткуапиетау (Брант), вождь племени могауков, участник ирокезской делегации к английскому двору. Портрет Дж. Верелста. 1710. Публичный архив Канады (Оттава).

Пле­ме­на уп­рав­ля­лись со­ве­та­ми ста­рей­шин; ти­ту­лы ста­рей­шин при­над­ле­жа­ли оп­ре­де­лён­ным ро­дам и на­сле­до­ва­лись сы­ном се­стры, вну­ком или прав­ну­ком. Ли­га управ­ля­лась со­юз­ным со­ве­том 50 ста­рей­шин (са­хе­мов); его по­ста­нов­ле­ния при­ни­ма­лись еди­но­глас­но. В хо­де войн 17–18 вв. власть са­хе­мов умень­ши­лась и час­тич­но пе­ре­шла в ру­ки во­ен. во­ж­дей. Су­ще­ст­во­ва­ли ро­до­вые и фрат­ри­аль­ные во­ж­ди, со­ве­ты ста­рей­шин и «ма­те­рей» ро­да, кон­тро­ли­ро­вав­ших вы­бо­ры ста­рей­шин и са­хе­мов. Во­ен­но­плен­ные под­вер­га­лись пыт­кам и со­жже­нию (был рас­про­стра­нён ри­ту­аль­ный кан­ни­ба­лизм) ли­бо, прой­дя пер­вич­ные ис­пы­та­ния, адоп­ти­ро­ва­лись (см. Адоп­ция) в пле­мя на пол­ных пра­вах, за­ме­щая умер­ших чле­нов (к кон. 17 в. до 2/3 И. со­стоя­ло из адоп­ти­ро­ван­ных пред­ста­ви­те­лей др. пле­мён; сре­ди адоп­ти­руе­мых бы­ли и ев­ро­пей­цы – мис­сио­не­ры, тор­го­вые аген­ты и др., в т. ч. Л. Г. Мор­ган). Бы­ли рас­про­стра­не­ны: ве­ра в без­лич­ную ма­гич. си­лу (орен­да), куль­ты лич­ных ду­хов-по­кро­ви­те­лей (по­лу­чае­мых юно­ша­ми в ре­зуль­та­те дли­тель­ных ис­пы­та­ний), гл. куль­тур­ных рас­те­ний (Трёх сес­тёр). В ос­но­ве ми­фо­ло­гии – кос­мо­го­нич. миф о Не­бес­ной жен­щи­не и её вну­ках (или сы­новь­ях) – близ­не­цах-ан­та­го­ни­стах: де­ми­ур­ге Ве­ли­ком ду­хе (Иос­хе­ка, Ха­вен­нейю и др.) и Злом ду­хе (Та­ви­ска­рон, Ха­не­гоа­те­гех и др.). Су­ще­ст­во­ва­ли куль­ты ду­хов Гро­ма, Вет­ров и др. низ­ших бо­жеств, со­ляр­ный культ. Осн. празд­ни­ки – Но­вый год (Гий­е­ва­ноу­скуа­го­ва, от­ме­чал­ся в кон­це ян­ва­ря – на­ча­ле фев­ра­ля; гл. об­ря­ды – жерт­во­при­но­ше­ние бе­лой со­ба­ки, об­нов­ле­ние ог­ня) и Зе­лё­ной ку­ку­ру­зы (Эйх­дэй­ке­вайо – во вре­мя со­зре­ва­ния уро­жая). Об­ря­ды со­про­во­ж­да­лись пля­ска­ми, сжи­га­ни­ем та­ба­ка. Ме­ж­ду се­ле­ния­ми, фрат­рия­ми и пле­ме­на­ми уст­ра­и­ва­лись со­стя­за­ния, ос­нов­ное – иг­ра в мяч (ота­да­жи­ск­ваа­ге, или лак­росс): мяч го­ня­ли по по­лю де­рев. клюш­ка­ми или пле­тё­ны­ми ра­кет­ка­ми. За ис­пол­не­ни­ем об­ря­дов и мо­раль­ных пред­пи­са­ний на­блю­да­ли «хра­ни­те­ли ве­ры» – вы­бор­ные ли­ца (муж­чи­ны и жен­щи­ны). Со­хра­ня­ют­ся фрат­ри­аль­ные тай­ные зна­хар­ские об­ще­ст­ва (Фаль­ши­вых лиц, Ма­лень­кой во­ды и др.). В нач. 19 в. рас­про­стра­ни­лась син­кре­тич. «ре­ли­гия длин­но­го до­ма», ос­но­ван­ная во­ж­дём се­не­ка Га­не­о­дийо (Пре­крас­ное Озе­ро). Муз. ин­ст­ру­мен­ты – флей­та, во­дя­ной ба­ра­бан­чик, по­гре­муш­ки из ты­к­вы, ко­ры, че­ре­пашь­е­го пан­ци­ря.

Архив БРЭ Кэролайн Дж. Паркер, сестра Эли С. Паркера – вождя из племени сенека, друга и информанта Л. Г. Моргана. Дагеротип. Ок. 1850. Музей Юго-Запада (Лос-Анджелес).

С на­ча­лом кон­так­тов с гол­ланд­ца­ми (1609) И. ста­ли их осн. парт­нё­ра­ми в по­став­ках пуш­ни­ны. Не­об­хо­ди­мость рас­ши­ре­ния про­мы­сло­вых ре­сур­сов и овла­де­ние ог­не­стрель­ным ору­жи­ем (од­ни­ми из пер­вых сре­ди ин­дей­цев ре­гио­на) вы­зва­ли во­ен. экс­пан­сию Ли­ги (т. н. боб­ро­вые вой­ны 1630–1700). С сер. 17 в. бы­ли раз­би­ты и час­тич­но вклю­че­ны в Ли­гу гу­ро­ны, нис­си­пинг, ней­траль­ные, эри, су­ск­ве­хан­но­ки. В ре­зуль­та­те борь­бы И. с ал­гон­ки­на­ми бы­ли унич­то­же­ны мо­ги­ка­не, часть ал­гон­кин­ских пле­мён вы­тес­не­на на за­пад Ве­ли­ких озёр; в 1680 раз­би­ты ил­ли­нойс. С 1670-х гг. часть И., в осн. мо­гау­ки, об­ра­щён­ные фран­цу­за­ми в хри­сти­ан­ст­во, бы­ли по­се­ле­ны в до­ли­не р. Св. Лав­рен­тия. К 1680-м гг. И. кон­тро­ли­ро­ва­ли б. ч. Се­ве­ро-Вос­то­ка совр. США. С кон. 1680-х гг. бы­ли втя­ну­ты в ко­ло­ни­аль­ные вой­ны, из­вест­ные как «Вой­на ко­ро­ля Виль­гель­ма», в ка­че­ст­ве со­юз­ни­ка ко­ло­нии Нью-Йорк про­тив фран­цу­зов и прак­ти­че­ски всех пле­мён Се­ве­ро-Вос­то­ка; в хо­де вой­ны И. по­те­ря­ли ок. 50% муж­ско­го на­се­ле­ния. По­сле 1701 со­блю­да­ли ней­тра­ли­тет ме­ж­ду фран­цу­за­ми и анг­ли­ча­на­ми и ве­ли не­зна­чит. вой­ны с юж. пле­ме­на­ми (чи­ро­ки, ка­тав­ба, кри­ки). К 1722 в Ли­гу бы­ли вклю­че­ны пе­ре­се­лив­шие­ся с юга тус­ка­ро­ра (са­мо­на­зва­ние – ска­ро­ре). В Се­ми­лет­ней вой­не 1756–63 боль­шин­ст­во И. вое­ва­ло в сою­зе с анг­ли­ча­на­ми, что во мно­гом спо­соб­ст­во­ва­ло по­ра­же­нию фран­цу­зов. Часть И. вы­сту­пи­ла на сто­ро­не анг­ли­чан в Вой­не за не­за­ви­си­мость в Се­вер­ной Аме­ри­ке 1775–83, что на­влек­ло на них ка­ра­тель­ные ме­ры аме­ри­кан­цев (экс­пе­ди­ции Дж. Сал­ли­ва­на и Дж. Клин­то­на 1779), по­ло­жив­шие ко­нец мо­гу­ще­ст­ву Ли­ги (см. в ст. «Ин­дей­ские вой­ны»). По окон­ча­нии вой­ны мо­гау­ки и часть дру­гих И. уш­ли в Ка­на­ду и бы­ли по­се­ле­ны анг­ли­ча­на­ми в ре­зер­ва­ции; часть оней­да по­се­ли­лась в Вис­кон­си­не, боль­шин­ст­во се­не­ка – на за­паде шта­та Нью-Йорк и се­ве­ро-за­па­де Пен­силь­ва­нии; часть И. в 18 в. уш­ла в Огайо, от­ту­да в 19 в. – в ре­зер­ва­ции на се­ве­ро-вос­ток Ок­ла­хо­мы. Совр. И. за­ня­ты фер­мер­ст­вом, ра­бо­та­ют по най­му (в т. ч. в строи­тель­ст­ве), миг­ри­ру­ют в го­ро­да (ком­пакт­ные об­щи­ны – в Нью-Йор­ке и Чи­ка­го). Со­хра­ня­ют тра­диц. об­ря­ды, ре­мёс­ла (из­де­лия из ко­жи и би­се­ра, ра­кет­ки для иг­ры в мяч), вы­со­кий ста­тус жен­щин, мат­ри­ли­ней­ный (в Ка­на­де – пат­ри­ли­ней­ный) счёт род­ст­ва, ро­до­вое, фрат­ри­аль­ное и пле­мен­ное де­ле­ние. Ре­зер­ва­ция Онон­да­га в шта­те Нью-Йорк со­хра­ня­ет зна­че­ние «сто­ли­цы» И., ре­зи­ден­ции Ве­ли­ко­го со­ве­та Ше­сти на­ций; в 1980-е гг. про­воз­гла­ше­на «го­су­дар­ст­вом Хо­де­но­сау­ни» с иностр. пас­пор­та­ми и въезд­ны­ми ви­за­ми. В Ка­на­де су­ще­ст­ву­ет Ас­со­циа­ция иро­ке­зов и со­юз­ных ин­дей­цев (1971).

Лит.: Tooker E. Northern Iroquoian sociopo­litical organization // American Anthropolo­gist. 1970. Vol. 72. № 1; Fenton W. N. Nor­thern Iroquoian culture patterns // Handbook of North American Indians. Wash., 1978. Vol. 15; Мор­ган Л. Г. Ли­га хо­де­но­сау­ни, или иро­ке­зов. М., 1983; Snow D. R. Migration in pre­his­tory: The Northern Iroquoian сase // Ame­rican Antiquity. 1995. Vol. 60. № 1.

Вернуться к началу