ИРОКЕ́ЗЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИРОКЕ́ЗЫ (iroquoi, алгонкинское – змеи, т. е. враги; с 17 в. назв. использовалось европейцами), 1) группа индейских народов в США и Канаде. Численность в США 353,8 тыс. чел. (в т. ч. 302,6 тыс. чел. чироки; 2000, перепись), в Канаде 49,7 тыс. чел. (2005, перепись). Говорят на ирокезских языках и англ. языке.
К началу европ. колонизации жили в осн. в районе Великих озёр: в долине р. Св. Лаврентия (лаврентийские И.), между озёрами Гурон и Онтарио (петуны, гуроны), к северо-востоку от оз. Эри (нейтральные), на юго-восток от оз. Эри (эри), к югу от оз. Онтарио (венро), к югу и юго-востоку от оз. Онтарио (собственно И.) и южнее – на территории совр. штатов Зап. Виргиния (сусквеханноки), Виргиния и Сев. Каролина (чироки, тускарора и др. виргинские и северо-каролинские И.). По данным археологии и генетики, И. пришли в район Великих озёр с Юго-Востока Сев. Америки в кон. 1-го тыс. н. э. (традиция Клемсон-Айленд). Вторжение И. разделило живших тут алгонкинов на вост. (приатлантическую) и центр. группы. В 17–18 вв. б. ч. И. (кроме чироки и части гуронов) была ассимилирована собственно ирокезами.
2) Собственно И. (самоназвание – ходеносауни, haudenosaunee, букв. – люди длинного дома), группа ирокезских народов в США (юж. И.: сенека, онондага, кайюга, онейда, тускарора, часть могауков – штат Нью-Йорк; часть сенека и кайюга – штат Оклахома; часть онейда – восток штата Висконсин) и на юго-востоке Канады (сев. И.: могауки – провинции Онтарио и Квебек; сенека, онейда, онондага, кайюга, могауки, тускарора – резервация Сикс-Нейшенс в Онтарио). Численность в США 48,8 тыс. чел. (2000, перепись), в Канаде 49,7 тыс. чел. (2005, перепись). Говорят на языках сенека, кайюга, онондага, онейда, могаук, тускарора и англ. яз. И. – христиане (протестанты и католики) и последователи синкретич. «религии длинного дома».
Памятники т. н. северо-ирокезской традиции в штате Нью-Йорк и канад. провинциях Онтарио и Квебек прослеживаются с 10–11 вв. Традиц. культура типична для индейцев Северо-Востока США; её классич. описание для 1-й пол. 19 в. сделано Л. Г. Морганом, построившим на основе изучения системы родства и родовой организации И. общую теорию эволюции систем родства. Осн. занятие – подсечно-огневое земледелие (гл. культуры – «индейская триада» – кукуруза, фасоль и тыква, а также подсолнечник, табак, горох, кабачки и др.); примерно каждые 10 лет посёлки переносились из-за истощения земель. Мужчины летом ловили рыбу, зимой охотились (в осн. на оленя и бобра). Охотились гл. обр. небольшими группами, была известна коллективная загонная охота на оленя. Оружие – лук, стрелометательная трубка. Зимой передвигались на ступательных лыжах, летом – на каркасных лодках из коры вяза. Было известно изготовление керамики.
Ко 2-й пол. 16 в. был образован союз пяти племён (т. н. Лига И.): сенека (самоназвание – нундэйваоно, букв. – народ Великого холма), кайюга (самоназвание – гвэюгвэхоно, букв. – народ на ненадёжной земле), онондага (самоназвание, букв. – народ на холмах), онейда (самоназвание – онейотеака, букв. – народ гранита), могауки (алгонкинское – людоеды, самоназвание – ганеагэйоно, букв. – народ кремня). Совет и «великий огонь» Лиги находились в Онондаге. Основание Лиги (принятие «конституции», или «Великого закона мира») предание приписывает вождям Дегановеде (Великий Миротворец) и Гайавате (Айенвата). Племя делилось на две фратрии (в прошлом экзогамные), объединявшие матрилинейные тотемные роды (члены одного рода принадлежали разным племенам, напр. члены родов Черепахи, Волка и Медведя были во всех племенах, Бобра и Оленя – у онондага, кайюга и сенека), линиджи и сублиниджи, составлявшие основу общин, населявших длинные дома (овачира), во главе с выборной правительницей. Лига также делилась на половины: могауки, онондага и сенека, с одной стороны, онейда и кайюга – с другой. Поселения насчитывали до 2–3 тыс. чел., были укреплены несколькими рядами частокола. Брак моногамный, были часты разводы. Брачное поселение матрилокальное, до 18 в. сохранялось дислокальное поселение. Кросскузенные браки были запрещены. Существовали строго регламентированные отношения взаимности между старшими и младшими, родителями и детьми, мужчинами и женщинами, сиблингами и кузенами. Традиц. система терминов родства (сохранялась в неизменном виде до сер. 20 в.) бифуркативного («ирокезского») типа. Сиблинги делятся по относит. возрасту. Особенностью терминов родства И. является их переходно-глагольная, а не именная природа. Термины родства употребляются только с показателями притяжательности и не подлежат инкорпорации.
Племена управлялись советами старейшин; титулы старейшин принадлежали определённым родам и наследовались сыном сестры, внуком или правнуком. Лига управлялась союзным советом 50 старейшин (сахемов); его постановления принимались единогласно. В ходе войн 17–18 вв. власть сахемов уменьшилась и частично перешла в руки воен. вождей. Существовали родовые и фратриальные вожди, советы старейшин и «матерей» рода, контролировавших выборы старейшин и сахемов. Военнопленные подвергались пыткам и сожжению (был распространён ритуальный каннибализм) либо, пройдя первичные испытания, адоптировались (см. Адопция) в племя на полных правах, замещая умерших членов (к кон. 17 в. до 2/3 И. состояло из адоптированных представителей др. племён; среди адоптируемых были и европейцы – миссионеры, торговые агенты и др., в т. ч. Л. Г. Морган). Были распространены: вера в безличную магич. силу (оренда), культы личных духов-покровителей (получаемых юношами в результате длительных испытаний), гл. культурных растений (Трёх сестёр). В основе мифологии – космогонич. миф о Небесной женщине и её внуках (или сыновьях) – близнецах-антагонистах: демиурге Великом духе (Иосхека, Хавеннейю и др.) и Злом духе (Тавискарон, Ханегоатегех и др.). Существовали культы духов Грома, Ветров и др. низших божеств, солярный культ. Осн. праздники – Новый год (Гийеваноускуагова, отмечался в конце января – начале февраля; гл. обряды – жертвоприношение белой собаки, обновление огня) и Зелёной кукурузы (Эйхдэйкевайо – во время созревания урожая). Обряды сопровождались плясками, сжиганием табака. Между селениями, фратриями и племенами устраивались состязания, основное – игра в мяч (отадажисквааге, или лакросс): мяч гоняли по полю дерев. клюшками или плетёными ракетками. За исполнением обрядов и моральных предписаний наблюдали «хранители веры» – выборные лица (мужчины и женщины). Сохраняются фратриальные тайные знахарские общества (Фальшивых лиц, Маленькой воды и др.). В нач. 19 в. распространилась синкретич. «религия длинного дома», основанная вождём сенека Ганеодийо (Прекрасное Озеро). Муз. инструменты – флейта, водяной барабанчик, погремушки из тыквы, коры, черепашьего панциря.
С началом контактов с голландцами (1609) И. стали их осн. партнёрами в поставках пушнины. Необходимость расширения промысловых ресурсов и овладение огнестрельным оружием (одними из первых среди индейцев региона) вызвали воен. экспансию Лиги (т. н. бобровые войны 1630–1700). С сер. 17 в. были разбиты и частично включены в Лигу гуроны, ниссипинг, нейтральные, эри, сусквеханноки. В результате борьбы И. с алгонкинами были уничтожены могикане, часть алгонкинских племён вытеснена на запад Великих озёр; в 1680 разбиты иллинойс. С 1670-х гг. часть И., в осн. могауки, обращённые французами в христианство, были поселены в долине р. Св. Лаврентия. К 1680-м гг. И. контролировали б. ч. Северо-Востока совр. США. С кон. 1680-х гг. были втянуты в колониальные войны, известные как «Война короля Вильгельма», в качестве союзника колонии Нью-Йорк против французов и практически всех племён Северо-Востока; в ходе войны И. потеряли ок. 50% мужского населения. После 1701 соблюдали нейтралитет между французами и англичанами и вели незначит. войны с юж. племенами (чироки, катавба, крики). К 1722 в Лигу были включены переселившиеся с юга тускарора (самоназвание – скароре). В Семилетней войне 1756–63 большинство И. воевало в союзе с англичанами, что во многом способствовало поражению французов. Часть И. выступила на стороне англичан в Войне за независимость в Северной Америке 1775–83, что навлекло на них карательные меры американцев (экспедиции Дж. Салливана и Дж. Клинтона 1779), положившие конец могуществу Лиги (см. в ст. «Индейские войны»). По окончании войны могауки и часть других И. ушли в Канаду и были поселены англичанами в резервации; часть онейда поселилась в Висконсине, большинство сенека – на западе штата Нью-Йорк и северо-западе Пенсильвании; часть И. в 18 в. ушла в Огайо, оттуда в 19 в. – в резервации на северо-восток Оклахомы. Совр. И. заняты фермерством, работают по найму (в т. ч. в строительстве), мигрируют в города (компактные общины – в Нью-Йорке и Чикаго). Сохраняют традиц. обряды, ремёсла (изделия из кожи и бисера, ракетки для игры в мяч), высокий статус женщин, матрилинейный (в Канаде – патрилинейный) счёт родства, родовое, фратриальное и племенное деление. Резервация Онондага в штате Нью-Йорк сохраняет значение «столицы» И., резиденции Великого совета Шести наций; в 1980-е гг. провозглашена «государством Ходеносауни» с иностр. паспортами и въездными визами. В Канаде существует Ассоциация ирокезов и союзных индейцев (1971).