Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 362-363

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Ю. Голдобин

ВИО́ЛА (лат., итал. viola; франц. viole), 1) рас­про­стра­нён­ное в сред­ние ве­ка в ром. язы­ках на­име­но­ва­ние струн­ных смыч­ко­вых ин­ст­ру­мен­тов, в совр. ор­га­но­ло­ги­че­ской клас­си­фи­ка­ции на­зы­вае­мых вие­ла или фи­дель. В. и вие­ла – ва­ри­ан­ты ста­ро­про­ван­саль­ско­го сло­ва (vi­ula, viola), свя­зан­но­го с гла­го­лом violar («иг­рать на вие­ле») зву­ко­под­ра­жа­тель­но­го про­ис­хо­ж­де­ния.

2) В., вио­ла да гам­ба (итал. viola da gam­ba – «вио­ла у ног, у ко­лен»; англ. viol), гам­ба (нем. Gambe), зап.-ев­роп. струн­ный смыч­ко­вый ин­ст­ру­мент кон. 15 – 18 вв. На­ря­ду с лют­ней и ор­га­ном В. – важ­ней­ший ин­ст­ру­мент это­го вре­ме­ни. Наи­бо­лее ран­ние за­фик­си­ров. изо­бра­же­ния В. (ок. 1475–80, сев.-вост. Ис­па­ния) на­по­ми­на­ют виу­элу. Ок. 1500 В. на­ча­ла рас­про­стра­нять­ся в Зап. Ев­ро­пе, «клас­си­че­ская» стра­на ре­нес­санс­ной В. – Ита­лия. Сло­во «В.» в Ита­лии мог­ло оз­на­чать не толь­ко соб­ст­вен­но В., но и вио­лу да брач­чо – ин­ст­ру­мент скри­пич­но­го се­мей­ст­ва, ли­ру да брач­чо и ли­ру да гам­ба; при этом тер­мин «вио­ло­не» (violone), обо­зна­чаю­щий кон­тра­ба­со­вую В., мог при­ме­нять­ся к В. лю­бо­го раз­ме­ра. Тео­ре­ти­ки эпо­хи в це­лях дос­ти­же­ния боль­шей точ­но­сти вно­си­ли до­пол­нит. оп­ре­де­ле­ния: вы­ра­же­ние «вио­ла да гам­ба» яв­ля­ет­ся од­ним из них.

Виола да гамба работы Антонио и Джироламо Амати. Верхняя и нижняя деки. 1611. Госколлекция уникальных музыкальных инструментов (Москва).

В 15–16 вв. В. бы­ли внеш­не раз­но­об­раз­ны: с по­ка­ты­ми и кру­ты­ми пле­ча­ми, с ост­ры­ми уг­ла­ми и без уг­лов, плав­ны­ми ок­руг­лы­ми ли­бо слож­ны­ми вол­ни­сты­ми кон­ту­ра­ми дек; ре­зо­на­тор­ные от­вер­стия мог­ли быть уз­ки­ми пар­ны­ми (в ви­де «эфов» или «эсов») или круг­лы­ми оди­ноч­ны­ми (в ви­де ро­зет­ки). С 17 в. ус­та­нав­ли­ва­ет­ся клас­сич. кон­ст­рук­ция: 8-об­раз­ный кор­пус с по­ка­ты­ми пле­ча­ми, вы­со­ки­ми обе­чай­ка­ми, вы­пук­лой верх­ней де­кой, вы­со­кой под­став­кой, от­но­си­тель­но ко­рот­кой шей­кой, рез­ной го­лов­кой. К кон. 16 в. гос­под­ствую­щей ста­но­вит­ся 6-струн­ная мо­дель, к кон. 17 в. ба­совые В. ос­на­ща­ют­ся 7-й – ба­со­вой – стру­ной. На­строй­ка квар­то-тер­цо­вая. Вы­со­та строя за­ви­сит от раз­ме­ров ин­ст­ру­мен­та. При иг­ре ин­ст­ру­мент рас­по­ла­га­ет­ся вер­ти­каль­но; этот спо­соб по­лу­чил назв. «а гам­ба» или «ви­оль­ный»; го­ри­зон­таль­ное рас­по­ло­же­ние («а брач­чо» – «у пле­ча», свой­ст­вен­ное ин­ст­ру­мен­там скри­пич­но­го се­мей­ст­ва) для В. не ха­рак­тер­но. Спо­соб дер­жа­ния смыч­ка – за­хва­том сни­зу – так­же на­зы­ва­ет­ся «ви­оль­ным». Звук В. не­силь­ный, ди­на­ми­че­ски гиб­кий, тем­бро­во раз­но­об­раз­ный, лёг­кий, под­виж­ный. Му­зы­ка для В. за­пи­сы­ва­лась в мен­зу­раль­ной но­та­ции, ино­гда при­ме­ня­лась лют­не­вая та­бу­ла­ту­ра, в 18 в. ис­поль­зо­ва­лось современное нот­ное пись­мо.

В 16 в. об­ра­зо­ва­лось т. н. ви­оль­ное се­мей­ст­во; со­став­ляв­шие его В. раз­ных раз­ме­ров об­ра­зо­вы­ва­ли ан­самбль – кон­сорт. Наи­бо­лее по­сто­ян­ны­ми бы­ли со­пра­но­вая – «дес­сю» (франц. dessus de viole), те­но­ро­вая и ба­со­вая В. В ка­че­ст­ве соль­но­го ин­ст­ру­мен­та в ви­оль­ном се­мей­ст­ве в 16 в. вы­де­ли­лась ба­со­вая В., ко­то­рая со вре­ме­нем ста­ла сим­во­ли­зи­ро­вать всё се­мей­ст­во и за ко­то­рой за­кре­пил­ся тер­мин «вио­ла да гам­ба». Спе­ци­фическая англ. раз­но­вид­ность соль­ной ба­со­вой В. – ли­ра-вио­ла, пред­на­зна­чен­ная для ис­пол­не­ния мно­го­го­лос­ной фак­ту­ры. Во Фран­ции в 18 в. при­об­ре­ла по­пу­ляр­ность «пар­дес­сю» – «сверх­дис­кан­то­вая» вио­ла.

Луч­шие ви­оль­ные мас­те­ра 16 в. – П. Дза­нет­то (Бре­шиа), Б. Чи­чи­лиа­но и М. Мо­рел­ле (Ман­туя), Г. Дю­иф­фо­пруг­кар (Ли­он; про­ис­хо­дил из нем. ди­на­стии Тиф­фен­брук­кер). Сре­ди англ. мас­те­ров 16–17 вв.: Дж. Ро­уз, Г. Джей, Р. Мирс, Дж. и Ф. Бей­кер, Б. Нор­ман. Франц. мас­те­ра кон. 17–18 вв.: Н. Бер­тран, Б. Фле­ри, М. Ко­ли­шон, Г. Бар­бе, Ж. Б. Деэ (псевд. Са­ло­ман), Ф. Ле Жён. Сре­ди ра­бот нем. и ни­дерл. мас­те­ров вы­де­ля­ют­ся ин­ст­ру­мен­ты И. Тиль­ке, Г. Эбер­та, П. Рам­бут­са, М. Хоф­ма­на (17–18 вв.).

М. Буайе. «Бас [виола да гамба], нотная тетрадь и шпага». 1-я четв. 18 в. Лувр (Париж).

В Ита­лии В., вы­тес­нен­ная скрип­кой, ут­ра­ти­ла своё зна­че­ние к нач. 17 в., но в др. стра­нах ви­оль­ная куль­ту­ра толь­ко на­чи­на­ла рас­цве­тать. Имен­но в Анг­лии в 17 в. по­пу­ляр­ным ви­дом му­зи­ци­ро­ва­ния стал кон­сорт ви­ол, вер­шин дос­тиг­ло соль­ное ис­пол­ни­тель­ст­во на ба­со­вой В. Пред­ста­ви­те­ли англ. шко­лы, ком­пози­то­ры и ис­пол­ни­те­ли: Т. Тал­лис, К. Тай, У. Бёрд, А. Хол­борн, Дж. Дау­ленд, О. Гиб­бонс, Дж. Коп­ра­рио, У. Ло­ус, А. Фер­ра­бо­ско-сын, Т. Том­кинс, Дж. Джен­кинс, М. Лок, Г. Пёр­селл. Во Фран­ции В. ис­поль­зо­ва­лась боль­ше в ан­самб­лях. Сре­ди ав­то­ров и ис­пол­ни­телей-вио­ли­стов: Ж. де Сент-Ко­ломб, М. Ма­ре, К. ле Жён, Е. дю Кор­руа, Л. Ку­пе­рен, А. Фор­кре, К. д’Эрвелуа, Дю Бю­ис­сон, Ж. М. Лек­лер, Ж. Б. де Буа­мор­тье, Ж. Ф. Ра­мо, Л. Н. Кле­рам­бо, М. П. Мон­тек­лер. В Гер­ма­нии и Ни­дер­лан­дах шко­ла со­лис­тов-вир­туо­зов на ба­со­вой В. раз­ви­ва­лась с кон. 17 в. Со­ли­рую­щая В. в Гер­ма­нии мог­ла за­ме­нять­ся вио­лон­че­лью; это об­стоя­тель­ст­во сыг­ра­ло свою роль в «дол­го­веч­но­сти» нем. ви­оль­ной му­зы­ки (в пер­вую оче­редь со­чи­не­ния И. С. Ба­ха), ко­то­рая про­дол­жа­ла ис­пол­нять­ся на вио­лон­че­ли по­сле то­го, как В. вы­шла из упот­реб­ле­ния. Позд­не­ба­роч­ный ре­пер­ту­ар пред­став­лен со­на­та­ми для В. и бас­со-кон­тинуо (Д. Бук­сте­ху­де, Г. Ф. Те­ле­ман, К. Ф. Э. Бах), со­на­та­ми для В. и кла­вира об­ли­га­то – спе­ци­фи­че­ски сев.-нем. жан­ром (К. Ф. Э. Бах). В. об­ли­га­то исполь­зо­ва­на И. С. Ба­хом в кан­та­тах BWV № 76, 152, «Стра­стях по Ио­ан­ну» (ария аль­та № 58), «Стра­стях по Мат­фею» (ре­чи­та­тив и ария ба­са № 65–66). По­след­ним зна­ме­ни­тым вио­ли­стом-вир­туо­зом и ком­по­зи­то­ром был ра­бо­тав­ший в Анг­лии не­мец К. Ф. Абель (ум. в 1787). В Гер­ма­нии и Ав­ст­рии 17 – нач. 19 вв. бы­ла рас­про­стра­не­на раз­но­вид­ность В. да гам­ба с до­пол­нит. стру­на­ми – ба­ри­тон.

Ут­ра­те ви­оль­ной куль­ту­ры спо­соб­ст­во­ва­ли раз­ви­тие скри­пич­ной и вио­лон­чель­ной школ и рас­про­стра­не­ние клас­сич. ев­роп. ор­ке­ст­ра, фор­ми­ро­вав­ше­го­ся на ба­зе скри­пич­но­го се­мей­ст­ва. В клас­сич. ор­кестр во­шёл лишь по­то­мок кон­тра­ба­со­вой В. – кон­тра­бас.

«От­кры­ти­ем» В. в кон. 19 в. яви­лась дея­тель­ность А. Дол­ме­ча. Рас­про­стра­нён­ным яв­ле­ни­ем муз. жиз­ни 20 в. В. ста­ла бла­го­да­ря ау­тен­тич­но­му ис­пол­ни­тель­ст­ву.

Лит.: Straeten E. van der. The history of the violoncel­lo, the viol da gamba... L., 1915. Vol. 1–2 (Repr. – 1971); Hayes G. R. Musical instruments and their music. 1500–1700. L., 1930. Vol. 2: Viol and other bowed instruments; Bacher J. Die Viola da Gamba. Kassel, 1932; Стру­ве Б. А. Про­цесс фор­ми­ро­ва­ния ви­ол и скри­пок. М., 1959; Dolmetsch N. The viola da gamba: its origin and history, its tech­nique and musical resources. L., 1962; Dolmetsch C. The pardes­sus de viol or Chanterelle // Journal of the Viola da Gamba Society of America. 1966. Vol. 3; Dart T. The fretted instruments, III: The viols // Musical instruments through the ages. Harmondsworth, 1973; Tourin P. Viol list. A comprehensive catalogue of historical viole da gamba in public and private collec­tions. Duxbury, 1979; Rutledge J. A. How did the viola da gamba sound? // Early Music. 1979. Vol. 7; Dodd G. Thematic index of mu­sic for viols. L., 1980–; Sadie J. A. The bass viol in French baroque chamber music. Ann Ar­bor, 1980; Lindley M. Lutes, viols and tempe­ra­ments. Camb., 1984; Rutledge J. A viol bib­lio­graphy // Journal of the Viola da Gamba So­ciety of America. 1979. Vol. 16.

Вернуться к началу