Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИ́ЛАНД КРИСТОФ МАРТИН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 314

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Л. Чавчанидзе
К. М. Виланд. Портрет работы И. Ф. Лортцинга. 1805.

ВИ́ЛАНД (Wieland) Кри­стоф Мар­тин (5.9.1733, Обер­хольц­хейм, близ Би­бе­ра­ха – 20.1.1813, Вей­мар), нем. пи­са­тель. Из бюр­гер­ской про­тес­тант­ской (пие­ти­ст­ской) се­мьи. Учил­ся в ун-тах Тю­бин­ге­на и Эр­фур­та. Ув­ле­кал­ся ли­те­ра­ту­рой и фи­ло­со­фи­ей ан­тич­но­сти; ис­пы­тал влия­ние идей Г. В. Лейб­ни­ца и К. Ф. Воль­фа, франц. про­све­ти­те­лей. Был до­маш­ним учи­те­лем в Цю­ри­хе, за­тем се­на­то­ром в Би­бе­ра­хе (1760). С 1769 проф. фи­ло­со­фии в ун-те Эр­фур­та; вос­пи­та­тель вей­мар­ских прин­цев (1772). В 1773–1810 в Вей­ма­ре из­да­вал ж. «Не­мец­кий Мер­ку­рий» («Der deutsche Merkur»), ос­ве­щав­ший во­про­сы ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва, эс­те­ти­ки, фи­ло­со­фии, по­ли­ти­ки, эти­ки; сбли­зил­ся с И. В. Гё­те и И. Г. Гер­де­ром.

В., один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей нем. Про­све­ще­ния, на­чал свою лит. дея­тель­ность как ав­тор учё­ных по­эм [«При­ро­да ве­щей» («Die Natur der Din­ge», 1752)], а так­же «по­эти­че­ских на­зида­ний» (нем. Lehrgedicht): «Две­на­дцать пи­сем от­но­си­тель­но мо­ра­ли в сти­хах» («Zwö lf mo­ra­lische Briefe in Ver­sen») и «Ан­ти-Ови­дий, или Ис­кус­ст­во люб­ви» («An­ti-Ovid, oder Die Kunst zu lieben», оба – 1752), ут­вер­жда­ющие вне­со­слов­ные цен­но­сти; «Чув­ст­ва хри­стиа­ни­на» («Empfindungen eines Chri­sten», 1757), про­ник­ну­ты бюр­гер­ским мо­ра­ли­за­тор­ст­вом. Примк­нул к И. Я. Бод­ме­ру, с эсте­тич. по­зи­ций ко­то­ро­го вы­сту­пил в пам­фле­тах про­тив И. К. Гот­ше­да. В 1760-е гг. Б. от­хо­дит от ре­ли­ги­оз­но-ди­дак­тич. по­эзии и соз­да­ёт про­из­ве­де­ния, от­ме­чен­ные сти­ли­стич. изя­ще­ст­вом, ост­ро­уми­ем, жи­во­стью и фри­воль­но­стью в ду­хе позд­не­го ро­ко­ко. Наи­боль­шую из­вест­ность по­лу­чи­ли: «Ага­тон» («Geschi­chte des Agathon», Bd 1–2, 1766–67, рус. пер. 1783–84) – один из пер­вых нем. про­све­ти­тель­ских ро­ма­нов [т. н. ро­ман вос­пи­та­ния (нем. Bildungsroman)], пред­вос­хи­тив­ший об­ра­ще­ние вей­мар­ско­го клас­си­циз­ма к ан­тич­но­му идеа­лу; са­ти­рич. ро­ман «Аб­де­ри­тя­не» («Geschichte der Ab­deriten», 1774, рус. пер. 1832–40), ос­меи­ваю­щий фи­ли­стер­ст­во; а так­же ска­зоч­но-фан­та­стич. по­эма на во­сточ­ном ма­те­риа­ле «Обе­рон» («Oberon», 1780, рус. пер. в про­зе 1787; по­ло­же­на в ос­но­ву од­но­им. опе­ры К. М. фон Ве­бе­ра, 1826), в ко­то­рой за­тро­ну­ты те­мы про­све­щён­но­го мо­нар­ха и нрав­ст­вен­но­го ста­нов­ле­ния че­ло­ве­ка. Сре­ди др. про­из­ве­де­ний В.: ро­ман «По­бе­да при­ро­ды над меч­та­тель­но­стью, или При­клю­че­ния До­на Силь­вио фон Ро­заль­ва» («Der Sieg der Natur über die Schwärmerey, oder Die Aben­theuer des Don Sylvio von Rosalva», 1764), в ко­то­ром от­ра­же­ны идеи гу­ма­ни­стич. вос­пи­та­ния; по­эмы «Му­за­ри­он, или Фи­ло­со­фия гра­ций» («Musarion, oder Die Philosophie der Grazien», 1768, рус. пер. 1784), где про­воз­гла­ша­ет­ся от­каз от хри­сти­ан­ско­го са­мо­ог­ра­ни­че­ния ра­ди на­сла­ж­де­ния жиз­нью; «Зим­няя сказ­ка» («Wintermä rchen», 1776) на вос­точ­ный сю­жет; зин­гш­пи­ли, пе­ре­во­ды Лу­киа­на и У. Шек­спи­ра.

Cоч.: Sämtliche Werke. Lpz., 1818–1829. Bd 1–53.

Лит.: Sengle F. Wieland. Stuttg., 1949; Ch. M. Wieland / Hrsg. H. Schelle. Darmstadt, 1981.

Вернуться к началу