Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕРРО́ККЬО АНДРЕА ДЕЛЬ

Авторы: И. А. Смирнова

ВЕРРО́ККЬО (Verrocchio) Андреа дель (соб­ст­вен­но Андреа ди Ми­ке­ле ди Фран­че­ско Чо­ни, Andrea di Michele di Francesco Cioni) [1435, Фло­рен­ция – 30.6(?).1488, Ве­не­ция (по­хо­ро­нен во Фло­рен­ции)], итал. скульп­тор и жи­во­пи­сец. В юно­сти за­ни­мал­ся юве­лир­ным де­лом; по­сле 1457, пред­по­ло­жи­тель­но, ра­бо­тал в мас­тер­ской До­на­тел­ло в ка­че­ст­ве ли­тей­щи­ка и по­мощ­ни­ка. Во Фло­рен­ции В. вы­пол­нил це­лый ряд за­ка­зов се­мьи Ме­ди­чи, в ча­ст­но­сти рес­тав­ри­ро­вал ан­тич­ную скульп­ту­ру и оформ­лял празд­не­ст­ва. Ве­ро­ят­но, к ран­ним про­из­ве­де­ни­ям при­над­ле­жит из­вест­ная ста­туя «Да­вид» (брон­за, ок. 1462–1465, Нац. му­зей Бард­жел­ло, Фло­рен­ция); ра­бо­тая над ней, В. всту­пил в за­оч­ное со­пер­ни­че­ст­во с До­на­тел­ло (ста­туя «Да­вид», брон­за, 1430-е гг., там же). Мяг­ко­сти и гар­мо­нии об­ли­ка пер­со­на­жа До­на­тел­ло, его за­дум­чи­во­сти, плав­но­сти ли­ний те­ла В. пред­по­чёл бо­лее ост­рую экс­прес­сию об­раза, юно­ше­ский за­дор, кар­тин­ность по­зы. Сре­ди ра­бот это­го вре­ме­ни – пред­на­зна­чав­шая­ся для фон­та­на ста­туя «Пут­то с дель­фи­ном» (брон­за, Па­лац­цо Век­кьо, Фло­рен­ция). Во 2-й пол. 1460-х гг. В. был уже од­ним из ве­ду­щих скульп­то­ров фло­рен­тий­ской шко­лы. В 1466 он по­лу­чил за­каз на ис­пол­не­ние мо­ну­мен­таль­ной брон­зо­вой груп­пы «Хри­стос и апо­стол Фо­ма» для ни­ши ц. Орсанми­келе. За­вер­шён­ная в 1483, эта ра­бо­та, бла­го­да­ря глу­би­не за­мыс­ла, сме­ло­сти ком­по­зи­ции и со­вер­шен­ст­ву ис­полне­ния, ста­ла од­ним из луч­ших про­из­ве­де­ний В., пред­вос­хи­тив стиль Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния. Не­обыч­но ре­ше­но и ус­та­нов­лен­ное в Ста­рой сак­ри­стии ц. Сан-Ло­рен­цо над­гро­бие Пье­ро и Джо­ван­ни Ме­ди­чи (1470–72) – изы­скан­но-стро­гий по фор­ме сар­ко­фаг из крас­но-ли­ло­во­го и зе­лё­но­го пор­фи­ра, увен­чан­ный от­ли­ты­ми из брон­зы ли­сть­я­ми акан­та. В. при­над­ле­жит так­же ряд порт­рет­ных бюс­тов (Джу­лиа­но Ме­ди­чи, тер­ра­ко­та, ок. 1475–1476, Нац. га­ле­рея, Ва­шинг­тон, и др.).

А. дель Верроккьо (при участии Леонардо да Винчи). «Крещение». Кон. 1460-х гг. (?) – ок. 1476. Галерея Уффици (Флоренция).

Во Фло­рен­ции В. воз­глав­лял об­шир­ную мас­тер­скую, где обу­ча­лись мн. вы­даю­щие­ся ху­дож­ни­ки. Срав­ни­тель­но не­мно­го­числ. жи­во­пис­ные ра­бо­ты В. соз­да­ны при уча­стии его уче­ни­ков: так, фи­гу­ра ан­ге­ла (сле­ва) и час­тич­но пей­заж в кар­ти­не «Кре­ще­ние» [кон. 1460-х гг. (?) – ок. 1476, га­ле­рея Уф­фи­ци, Фло­рен­ция] на­пи­са­ны мо­ло­дым Ле­о­нар­до да Вин­чи; кар­ти­на «То­вия с ан­ге­лом» (ок. 1473, Нац. га­ле­рея, Лон­дон) соз­да­на при уча­стии П. Пе­руд­жи­но; «Ма­дон­на с Мла­ден­цем и свя­ты­ми Ио­ан­ном Кре­сти­те­лем и До­на­том» (1475–85, со­бор в Пис­тое) на­пи­са­на совм. с Ло­рен­цо ди Кре­ди. В раз­ное вре­мя в мас­тер­ской В. ра­бо­та­ли так­же С. Бот­ти­чел­ли и Д. Гир­лан­дайо.

А. дель Верроккьо. Памятник Бартоломео Коллеони на площади Санти-Джованни-э-Паоло в Венеции. Бронза. 1481–88 (установлен в 1496).

По­след­няя мо­ну­мен­таль­ная ра­бо­та В. – кон­ный па­мят­ник кон­доть­е­ру Бар­то­ло­мео Кол­ле­о­ни – бы­ла за­ка­за­на ве­не­ци­ан­ским Се­на­том в 1480 или 1481. В ре­ше­нии, най­ден­ном В., есть не­кая скры­тая по­ле­ми­ка с До­на­тел­ло, ав­то­ром кон­но­го мо­ну­мен­та кон­доть­е­ру Гат­та­ме­ла­те в Па­дуе (1447–53): спо­кой­но­му дос­то­ин­ст­ву Гат­та­ме­ла­ты В. пред­по­чёл аг­рес­сив­ное на­ча­ло, лёг­ким ан­ти­ки­зи­ро­ван­ным дос­пе­хам – тя­жё­лые ла­ты и ве­ли­ко­леп­ный шлем, под­чёр­ки­ваю­щий гроз­ную экс­прес­сию ли­ца, ха­рак­тер­ность гор­бо­но­со­го про­фи­ля. В. не бы­ло су­ж­де­но уви­деть этот мо­ну­мент за­кон­чен­ным; по­сле смер­ти мас­те­ра от­лив­кой па­мят­ни­ка и его ус­та­нов­кой ру­ко­во­дил А. Ле­о­пар­ди (ему при­над­ле­жит и соз­да­ние вы­со­ко­го по­ста­мен­та). Твор­че­ст­во В. за­вер­ша­ет ис­то­рию фло­рен­тий­ской скульп­ту­ры 15 в. Ко­гда ста­туя Кол­ле­о­ни бы­ла тор­же­ст­вен­но от­кры­та на ве­не­ци­ан­ской пл. Сан­ти-Джо­ван­ни-э-Пао­ло (1496), во Фло­рен­ции и Ри­ме уже ра­бо­тал мо­ло­дой Ми­ке­ланд­же­ло.

Лит.: Passavant G. Verrocchio. Sculptures, pa­intings and drawings. L., 1969; Seymo­ur Ch. The sculpture of Verrocchio. L., 1971; Ан­д­ро­сов С. А. Вер­рок­кьо. Л., 1984; Ador­no P. Il Verrocchio. Firenza, 1991; But­terfield A. The sculptures of A. del Verrocchio. New Haven; L., 1997.

Вернуться к началу