Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЁЛЬФЛИН ГЕНРИХ

Авторы: А. М. Муратов

ВЁЛЬФЛИН (Wölfflin) Ген­рих (24.6.1864, Вин­тер­тур – 19.7.1945, Цю­рих), швейц. ис­то­рик и тео­ре­тик ис­кус­ст­ва. В 1882–1886 учил­ся в ун-тах Ба­зе­ля (у Я. Бурк­хард­та), Бер­ли­на (у В. Диль­тея), Мюн­хе­на (у Г. Брун­на). Проф. ун-тов в Ба­зе­ле (с 1893), Бер­ли­не (с 1901), Мюн­хе­не (с 1912), Цю­ри­хе (1924–34). Ос­но­во­по­лож­ник фор­маль­ной шко­лы в ис­кус­ст­во­зна­нии, став­шем бла­го­да­ря В. са­мо­сто­ят. на­уч. дис­ци­п­ли­ной. Ис­пы­тал влия­ние нео­кан­ти­ан­ст­ва, пси­хо­ло­гич. эс­те­ти­ки вчув­ст­во­ва­ния и не­ои­деа­лиз­ма (тео­рия ви­де­ния К. Фид­ле­ра, тео­рия фор­мы А. фон Хиль­деб­ран­да). В мо­но­гра­фии «Ре­нес­санс и ба­рок­ко» (1888, рус. пер. 1913) В. опи­сал «спо­со­бы ви­де­ния», оп­ре­де­ляю­щие сме­ну сти­лей в иск-ве; в кн. «Клас­си­че­ское ис­кус­ст­во» (1898, рус. пер. 1912) пред­ста­вил стиль Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния как ре­зуль­тат раз­ви­тия «внут­рен­ней фор­мы» и не­раз­рыв­но свя­зан­ной с ней ху­дож. оп­ти­ки. Ме­то­до­ло­гич. и тео­ре­тич. от­кры­тия В. бы­ли сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­ны в мо­но­гра­фии «Ос­нов­ные по­ня­тия ис­то­рии ис­кус­ст­ва» (1915, рус. пер. 1930), где из­ло­же­на ди­хо­то­мич. сис­те­ма из 5 ка­те­го­ри­аль­ных пар, вос­хо­дя­щих к «апол­ло­ни­че­ско­му и дио­ни­сий­ско­му» Ф. Ниц­ше: ли­ней­ность и жи­во­пис­ность, плос­кость и глу­би­на, замк­ну­тая и от­кры­тая фор­ма, тек­то­ни­че­ское и атек­то­ни­че­ское, без­ус­лов­ная и ус­лов­ная яс­ность. В по­след­нем тру­де «Ис­кус­ст­во Ита­лии и Гер­ма­нии эпо­хи Ре­нес­сан­са» (1931, рус. пер. 1934) эта сис­те­ма при­ме­не­на для вы­яв­ле­ния нац. свое­об­ра­зия иск-ва. Сре­ди по­сле­до­ва­те­лей В. – тео­ре­ти­ки иск-ва А. Э. Бринк­ман, З. Ги­ди­он, А. Фо­сий­он, П. Франкль, ли­те­ра­ту­ро­вед О. Валь­цель, фи­ло­соф-эс­те­тик М. Дес­су­ар. В Рос­сии идеи В. пре­ло­ми­лись в дея­тель­но­сти В. А. Фа­вор­ско­го, В. П. Зу­бо­ва и А. Г. Габ­ри­чев­ско­го, пи­са­те­лей и фи­ло­ло­гов Об-ва изу­че­ния по­этич. язы­ка.

Соч.: Die Kunst Albrecht Dürers... Münch., 1905; Ис­тол­ко­ва­ние ис­кус­ст­ва. М., 1922; Kleine Schriften (1886–1933). Basel, 1946; Gedanken zur Kunstgeschichte. 4. Aufl. Basel, 1947; Ос­нов­ные по­ня­тия ис­то­рии ис­кусств: про­бле­ма эво­лю­ции сти­ля в но­вом ис­кус­ст­ве. М., 2002; Клас­си­че­ское ис­кус­ст­во: вве­де­ние в италь­ян­ское Воз­ро­ж­де­ние. М., 2004; Ре­нес­санс и ба­рок­ко: ис­сле­до­ва­ние сущ­но­сти и ста­нов­ле­ния сти­ля ба­рок­ко в Ита­лии. СПб., 2004.

Лит.: Lurz M. H. Wölfflin: Biographie einer Kunst­theorie. Worms am Rhein, 1981; Арс­ла­нов В. Г. Фор­маль­ная шко­ла в за­пад­ном ис­кус­ст­во­зна­нии. М., 1992.

Вернуться к началу