АДО́НИС
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АДО́НИС (Ἄδωνις), в греч. мифологии божество финикийско-сирийского происхождения, связанное с ежегодным умиранием и возрождением природы. А. – сын финикийского царя Феникса и его дочери Алфесибеи (по др. версии, кипрского царя Киниры и его дочери Мирры). Афродита в гневе на не почитавшую её царевну внушает той страсть к родному отцу, который поддаётся соблазну и, обманутый, не подозревает о преступной связи, но, узнав правду, проклинает дочь. Боги, сжалившись, превращают будущую мать в мирровое дерево, из треснувшего ствола которого рождается мальчик необыкновенной красоты – А. Афродита передаёт ребёнка на воспитание Персефоне, владычице царства мёртвых, которая никак не хочет расстаться с мальчиком. Зевс разрешает спор богинь, предназначив А. одну часть года проводить у Персефоны, другую у Афродиты. По одной из версий, А., любимый Афродитой, гибнет от клыков дикого кабана, насланного ревнивой Артемидой. По др. версии, А. – жертва Аполлона, мстящего Афродите за ослепление его сына Эриманфа. Страдающая Афродита оплакивает А. и превращает его в цветок. Из пролитой крови А. расцветают розы, из слёз Афродиты – анемоны. Культ А. был повсеместно распространён не только на Востоке (Финикия, Сирия, Египет), но и на о-вах Средиземноморья (Кипр, Лесбос) и с 5 в. до н. э. в материковой Греции. На празднествах поздней весной и ранней осенью женщины выставляли горшочки с быстро распускающимися и также быстро увядающими в течение дня цветами, т. н. садики Адониса – символ мимолётности жизни. Миф об А. приводится в соч. Овидия («Метаморфозы»), Антонина Либерала и др.
В античном иск-ве миф об А. отражён в рельефах саркофагов, погребальных урн, также в вазописи, настенной живописи. Сюжеты о любви А. и Афродиты (чаще – Венеры) и смерти А. были популярны в живописи Возрождения и барокко (Тициан, П. Веронезе, П. П. Рубенс, Н. Пуссен, Г. Рени) и скульптуре кон. 18–19 вв. (А. Канова, Б. Торвальдсен, О. Роден).