ТОННЕ́ЛЬ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТОННЕ́ЛЬ, туннель (англ. tunnel, от франц. tonnelle – круглый свод), протяжённое подземное (подводное) сооружение для пропуска транспортных средств, пешеходов, воды, прокладки инж. коммуникаций и др. По назначению различают транспортные Т. (см. Автодорожный тоннель, Железнодорожный тоннель, Метрополитен), пешеходные тоннели, гидротехнические туннели, а также коммунальные (в т. ч. канализационные, кабельные, для тепло- и газоснабжения), горнопромышленные (для удаления породы и руды, вентиляционные, дренажные) и специальные (напр., оборонного характера, для науч. исследований); по месту расположения – горные тоннели, подводные тоннели и городские тоннели. Т. начали строить в глубокой древности для прохода людей, добычи полезных ископаемых и пропуска воды. В 2180 до н. э. в Вавилоне под р. Евфрат построили пешеходный Т. длиной 920 м; в 6 в. до н. э. на о. Самос в Эгейском м. – гидротехнич. Т. для водоснабжения длиной 1600 м. В сер. 19 в. началось строительство ж.-д., а в нач. 20 в. – автодорожных Т.; первый метрополитен сооружён в Лондоне в 1863. К сер. 2010-х гг. в мире проложено Т. общей протяжённостью св. 1,5 млн. км (см. также табл.).
Наиболее крупные тоннели
Название, страна | Назначение | Длина, км | Год постройки |
---|---|---|---|
Делавэрский, США | Гидротехнический | 137,0 | 1945 |
Пяйянне, Финляндия | Гидротехнический | 120,0 | 1982 |
Сэйкан, Япония | Подводный, железнодорожный | 53,9 | 1986 |
Евротоннель, Великобритания – Франция | Подводный, железнодорожный | 50,5 | 1994 |
Лёчберг, Швейцария | Горный, железнодорожный | 34,6 | 2007 |
Тайханшань, Китай | Горный, железнодорожный | 27,8 | 2008 |
Юра, Франция – Швейцария | Ускоритель заряженных частиц | 27,0 | 1988 |
Лердал, Норвегия | Горный, автодорожный | 24,5 | 2000 |
Северо-Муйский, Россия | Горный, железнодорожный | 15,3 | 2001 |
Объёмы тоннельного строительства непрерывно возрастают. Завершается сооружение уникальных трансальпийских ж.-д. тоннелей Бреннер и Сен-Готард протяжённостью до 57 км. Разработаны проекты грандиозных подводных Т. под Тайваньским (124 км), Беринговым (90 км) и Гибралтарским (38 км) проливами. В ряде ж.-д. Т. большой протяжённости предусматривается перевозка автомобилей на спец. платформах (напр., в Евротоннеле под прол. Ла-Манш). Место расположения Т., его длина, глубина заложения, очертание в плане и профиле, форма и размеры поперечного сечения, конструктивные особенности определяются топографич., климатич. и инженерно-геологич. условиями, способом строительства, а также экономич. и экологич. соображениями и регламентируются соответствующими нормативными документами.
Конструкции Т. весьма разнообразны и в зависимости от назначения и способа строительства выполняются сводчатого, кругового или прямоугольного очертания (см. рис.) из монолитного бетона, железобетона, набрызг-бетона, чугуна или стали. Обделку Т. рассчитывают исходя из наиболее неблагоприятных сочетаний постоянных и временных нагрузок, действующих на стадиях строительства и эксплуатации, методами строит. механики и механики грунтов с использованием совр. вычислит. техники.
Строительство Т. осуществляют горным, щитовым, открытым, полуоткрытым, опускным или спец. методами. Горный метод наиболее эффективен в скальных и полускальных грунтах, которые разрабатывают буровзрывным способом или с помощью тоннелепроходч. машин. Для временного крепления выработки применяют анкерную, арочную или набрызг-бетонную крепь. Обделку возводят в передвижной опалубке. Щитовой метод целесообразно применять в мягких и слабых грунтах. Существуют разл. механизиров. и автоматизиров. щитовые агрегаты для проходки Т. диаметром от 2 до 15 м, оснащённые породоразрушающими рабочими органами роторного, планетарного, фрезерующего и экскаваторного действия. Для стабилизации неустойчивых грунтов в забое устраивают пригрузочные камеры, заполняемые под давлением глинистым раствором или пеногрунтом. Механизиров. проходческие щиты входят в состав тоннелепроходч. комплексов, оборудованных системами для удаления грунта, возведения и гидроизоляции обделки и др. Скорости щитовой проходки Т. диаметром 5–6 м достигают 1000 м/мес и более. При строительстве Т. мелкого заложения применяют преим. открытый (котлованы) и полуоткрытый (траншейный) методы, предусматривающие предварит. вскрытие поверхности земли. Короткие участки Т. под дорогами, дамбами, каналами и пр. сооружают методом продавливания готовых секций обделки домкратными установками с одновременной разработкой грунта. Подводные Т. часто сооружают из отд. опускных секций длиной до 150 м и массой до 50 тыс. т, которые изготавливают на берегу, транспортируют в створ Т., опускают на дно подводного котлована, стыкуют между собой и засыпают грунтом. В сложных инженерно-геологич. условиях применяют спец. методы, предусматривающие осушение и закрепление неустойчивых грунтов: искусств. замораживание, химич. закрепление, водопонижение, струйную цементацию и др. Для нормального и безопасного функционирования транспортных и коммунальных Т. их оборудуют системами вентиляции, освещения, водоотвода, противопожарными устройствами, устраивают эвакуационные выходы на случай аварийной ситуации. Для обеспечения эксплуатац. надёжности и долговечности Т. осуществляют текущее содержание и технич. надзор за сооружениями, а в случае необходимости выполняют ремонт и реконструкцию тоннелей.