ГО́РНЫЙ ТОННЕ́ЛЬ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГО́РНЫЙ ТОННЕ́ЛЬ, тоннель, предназначенный для преодоления высотного препятствия по трассе автомобильной дороги (автодорожный тоннель), железной дороги (железнодорожный тоннель), инженерных сетей и коммуникаций (коммунальный тоннель) и др. Г. т. подразделяют на вершинные (на высоких отметках) и базисные (у подножия горного массива). В плане Г. т. стремятся расположить на прямой или кривой большого радиуса. В сложных топографич. и горно-геологич. условиях для быстрого набора высоты внутри горного массива устраивают петлевые и спиральные Г. т., располагаемые целиком на кривых малого радиуса. Существуют криволинейные в плане мысовые Г. т., сокращающие трассу дороги в обход горного хребта. Г. т. длиной до 200–300 м, как правило, придают односкатный продольный профиль, а более протяжённым – двухскатный с подъёмом к середине тоннеля для лучшего отвода воды. Перед Г. т. устраивают выемку глубиной до 15 – 20 м и возводят портал – несущую конструкцию, обеспечивающую устойчивость откосов выемки, защиту от камнепадов и стекающей с горных склонов воды и архитектурно оформляющую вход в тоннель (рис.). В РФ крупнейшие Г. т. построены на БАМе (Северомуйский ж.-д. – 15,3 км) и на Кавказе (Сурамский ж.-д. – 4 км, Рокский автодорожный – 3,6 км). В мире эксплуатируются многочисл. Г. т. длиной до 15–20 км; строятся (2006) уникальные трансальпийские ж.-д. тоннели (Лёчберг, Сен-Готард, Бреннер) протяжённостью до 57 км.