Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГО́РНЫЙ ТОННЕ́ЛЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 456

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. В. Маковский
Портал Краснополянского тоннеля (Россия, 2005).

ГО́РНЫЙ ТОННЕ́ЛЬ, тон­нель, пред­на­зна­чен­ный для пре­одо­ле­ния вы­сот­но­го пре­пят­ст­вия по трас­се ав­то­мо­биль­ной до­роги (ав­то­до­рож­ный тон­нель), же­лез­ной до­ро­ги (же­лез­но­до­рож­ный тон­нель), ин­же­нер­ных се­тей и ком­му­ни­ка­ций (ком­му­наль­ный тон­нель) и др. Г. т. под­раз­де­ля­ют на вер­шин­ные (на вы­со­ких от­мет­ках) и ба­зис­ные (у под­но­жия гор­ного мас­си­ва). В пла­не Г. т. стре­мят­ся рас­по­ло­жить на пря­мой или кри­вой боль­шо­го ра­диу­са. В слож­ных то­по­гра­фич. и гор­но-гео­ло­гич. ус­ло­ви­ях для бы­ст­ро­го на­бо­ра вы­со­ты внут­ри гор­но­го мас­си­ва уст­раи­ва­ют пет­ле­вые и спи­раль­ные Г. т., рас­по­ла­гае­мые це­ли­ком на кри­вых ма­ло­го ра­диу­са. Су­ще­ст­ву­ют кри­во­ли­ней­ные в пла­не мы­со­вые Г. т., со­кра­щаю­щие трас­су до­ро­ги в об­ход гор­но­го хреб­та. Г. т. дли­ной до 200–300 м, как пра­ви­ло, при­да­ют од­но­скат­ный про­доль­ный про­филь, а бо­лее про­тя­жён­ным – двух­скат­ный с подъ­ё­мом к се­ре­ди­не тон­не­ля для луч­ше­го от­во­да во­ды. Пе­ред Г. т. уст­раи­ва­ют вы­ем­ку глу­би­ной до 15 – 20 м и воз­во­дят пор­тал – не­су­щую кон­ст­рук­цию, обес­пе­чи­ваю­щую ус­той­чи­вость от­ко­сов вы­ем­ки, за­щи­ту от кам­не­па­дов и сте­каю­щей с гор­ных скло­нов во­ды и ар­хи­тек­тур­но оформ­ляю­щую вход в тон­нель (рис.). В РФ круп­ней­шие Г. т. по­ст­рое­ны на БАМе (Се­ве­ро­муй­ский ж.-д. – 15,3 км) и на Кав­ка­зе (Су­рам­ский ж.-д. – 4 км, Рок­ский ав­то­до­рож­ный – 3,6 км). В ми­ре экс­плуа­ти­ру­ют­ся мно­го­числ. Г. т. дли­ной до 15–20 км; стро­ят­ся (2006) уни­каль­ные тран­саль­пий­ские ж.-д. тон­не­ли (Лёч­берг, Сен-Го­тард, Брен­нер) про­тя­жён­но­стью до 57 км.

Лит.: Ма­ков­ский Л. В. Про­ек­ти­ро­ва­ние ав­то­до­рож­ных и го­род­ских тон­не­лей. М., 1993.

Вернуться к началу