Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЖЕЛЕЗНОДОРО́ЖНЫЙ ТОННЕ́ЛЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 758

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Е. Меркин
Поперечное сечение двухпутного железнодорожного тоннеля.

ЖЕЛЕЗНОДОРО́ЖНЫЙ ТОННЕ́ЛЬ, тон­нель для про­пус­ка ж.-д. транс­пор­та че­рез вы­сот­ные (гор­ный тон­нель) или вод­ные (под­вод­ный тон­нель) пре­пят­ст­вия по трас­се же­лез­ных до­рог, а так­же в чер­те гор. за­строй­ки (го­род­ской тон­нель). Ж. т. со­ору­жа­ют под один или два пу­ти; при ор­га­ни­за­ции двух­пут­но­го дви­же­ния на же­лез­ных до­ро­гах пред­поч­те­ние от­да­ют строи­тель­ст­ву двух­пут­но­го тон­не­ля вме­сто двух од­но­пут­ных, т. к. при этом зна­чи­тель­но со­кра­ща­ют­ся объ­ё­мы и стои­мость ра­бот, уп­ро­ща­ют­ся сис­те­мы вен­ти­ля­ции, во­до­от­во­да и др. Ж. т. рас­по­ла­га­ют­ся в пла­не на пря­мых или кри­во­ли­ней­ных уча­ст­ках с ми­ним. ра­диу­сом кри­виз­ны 350 м. Гор­ные Ж. т. мо­гут иметь од­но­скат­ный или двух­скат­ный про­доль­ный про­филь, макс. ук­лон ко­то­ро­го в за­ви­си­мо­сти от ка­те­го­рии же­лез­ной до­ро­ги со­став­ля­ет при дли­не Ж. т. до 300 м от 18 до 40‰, а при боль­шей дли­не нес­коль­ко умень­ша­ет­ся. По ус­ло­ви­ям во­до­от­во­да ук­ло­ны дол­жны быть не ме­нее 3‰ (в ис­клю­чит. слу­ча­ях не ме­нее 2‰). Раз­ме­ры по­пе­реч­но­го се­че­ния Ж. т. оп­ре­де­ля­ют­ся с учё­том уста­нов­лен­но­го га­ба­ри­та при­бли­же­ния строе­ний, раз­ме­ще­ния экс­плуа­тац. уст­ройств и не­об­хо­ди­мо­го уши­ре­ния меж­ду ося­ми пу­ти на кри­вых. Ж. т. ос­на­ща­ют сис­те­ма­ми ис­кусств. вен­ти­ля­ции (при дли­не св. 300 м), свя­зи, сиг­на­ли­за­ции, во­до­от­во­да, про­ти­во­по­жар­ной за­щи­ты и др. Для ук­ры­тия об­слу­жи­ваю­ще­го пер­со­на­ла в сте­нах Ж. т. с ка­ж­дой сто­ро­ны на рас­стоя­нии 60 м уст­раи­ва­ют ни­ши ши­ри­ной 20 м, выс. 2,5 м и глу­би­ной 1 м, а для хра­не­ния ин­ст­ру­мен­тов и ма­те­риа­лов – ка­ме­ры раз­ме­ром 4,0×2,8×2,5 м, рас­по­ла­гае­мые в шах­мат­ном по­ряд­ке с каж­дой сто­ро­ны не ме­нее чем че­рез 300 м.

Пер­вые Ж. т. по­строе­ны в Ве­ли­ко­бри­та­нии на ли­нии Ли­вер­пуль – Ман­честер (1190 м) в 1830 и Килс­би (2218 м) в 1838. В Рос­сии строи­тель­ст­во Ж. т. ве­дёт­ся с 1859 – Ко­вен­ский (1280 м) и Ви­лен­ский (427 м) тон­не­ли. Ны­не экс­плуа­ти­ру­ют­ся мно­го­числ. Ж. т., сре­ди ко­то­рых наи­бо­лее про­тя­жён­ные (2007): Сей­кан (Япо­ния, 53,8 км), Ла-Манш­ский (Фран­ция – Ве­ли­ко­бри­та­ния, 50,5 км), Лёч­берг (Швей­ца­рия, 34,5 км) и др. В Рос­сии по­строе­ны Се­ве­ро­муй­ский (15,3 км), Но­во­куз­нец­кий (12,2 км), Рас­вум­чорр­ский (7 км), Бай­каль­ский (6,7 км) и др. Ж. т. Са­мый про­тя­жён­ный го­род­ской Ж. т. по­стро­ен в Мо­ск­ве на пл. Га­га­ри­на (0,92 км).

Вернуться к началу