ЖЕЛЕЗНОДОРО́ЖНЫЙ ТОННЕ́ЛЬ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЖЕЛЕЗНОДОРО́ЖНЫЙ ТОННЕ́ЛЬ, тоннель для пропуска ж.-д. транспорта через высотные (горный тоннель) или водные (подводный тоннель) препятствия по трассе железных дорог, а также в черте гор. застройки (городской тоннель). Ж. т. сооружают под один или два пути; при организации двухпутного движения на железных дорогах предпочтение отдают строительству двухпутного тоннеля вместо двух однопутных, т. к. при этом значительно сокращаются объёмы и стоимость работ, упрощаются системы вентиляции, водоотвода и др. Ж. т. располагаются в плане на прямых или криволинейных участках с миним. радиусом кривизны 350 м. Горные Ж. т. могут иметь односкатный или двухскатный продольный профиль, макс. уклон которого в зависимости от категории железной дороги составляет при длине Ж. т. до 300 м от 18 до 40‰, а при большей длине несколько уменьшается. По условиям водоотвода уклоны должны быть не менее 3‰ (в исключит. случаях не менее 2‰). Размеры поперечного сечения Ж. т. определяются с учётом установленного габарита приближения строений, размещения эксплуатац. устройств и необходимого уширения между осями пути на кривых. Ж. т. оснащают системами искусств. вентиляции (при длине св. 300 м), связи, сигнализации, водоотвода, противопожарной защиты и др. Для укрытия обслуживающего персонала в стенах Ж. т. с каждой стороны на расстоянии 60 м устраивают ниши шириной 20 м, выс. 2,5 м и глубиной 1 м, а для хранения инструментов и материалов – камеры размером 4,0×2,8×2,5 м, располагаемые в шахматном порядке с каждой стороны не менее чем через 300 м.
Первые Ж. т. построены в Великобритании на линии Ливерпуль – Манчестер (1190 м) в 1830 и Килсби (2218 м) в 1838. В России строительство Ж. т. ведётся с 1859 – Ковенский (1280 м) и Виленский (427 м) тоннели. Ныне эксплуатируются многочисл. Ж. т., среди которых наиболее протяжённые (2007): Сейкан (Япония, 53,8 км), Ла-Маншский (Франция – Великобритания, 50,5 км), Лёчберг (Швейцария, 34,5 км) и др. В России построены Северомуйский (15,3 км), Новокузнецкий (12,2 км), Расвумчоррский (7 км), Байкальский (6,7 км) и др. Ж. т. Самый протяжённый городской Ж. т. построен в Москве на пл. Гагарина (0,92 км).