Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОРОДСКО́Й ТОННЕ́ЛЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 483-484

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. В. Маковский
Волоколамский тоннель в Москве. 2001.
Фрагмент городской подземной инфраструктуры. Макет.

ГОРОДСКО́Й ТОННЕ́ЛЬ, тон­нель, рас­поло­жен­ный в чер­те го­ро­да под за­стро­ен­ной тер­ри­то­ри­ей, транс­порт­ны­ми ма­ги­ст­ра­ля­ми, вы­сот­ны­ми или вод­ны­ми пре­гра­да­ми и т. п. Г. т. по на­зна­че­нию под­раз­де­ля­ют на транс­порт­ные (ав­то­дорож­ные, же­лез­но­до­рож­ные, мет­ро­по­ли­те­на, трам­вай­ные, со­вме­щён­ные), пе­ше­ход­ные и ком­му­наль­ные (ка­на­ли­за­ци­он­ные, во­до­про­вод­ные, для га­зо- и те­п­ло­снаб­же­ния, ка­бель­ные, кол­лек­тор­ные). Г. т. со­ору­жа­ют мел­ко­го (до 10–12 м от по­верх­но­сти зем­ли) или глу­бо­ко­го (бо­лее 10–12 м) за­ло­же­ния. Г. т. мел­ко­го за­ло­же­ния стро­ят в осн. от­кры­ты­ми спо­со­ба­ми с пол­ным или час­тич­ным вскры­ти­ем по­верх­но­сти зем­ли, глу­бо­ко­го за­ло­же­ния – за­кры­ты­ми спо­со­ба­ми (пре­им. щи­то­вым). Под­вод­ные Г. т. со­ору­жа­ют как щи­то­вым, так и спо­со­бом опу­ск­ных сек­ций. Уча­ст­ки Г. т. под ис­кусств. или ес­теств. пре­пят­ст­вия­ми про­хо­дят про­дав­ли­ва­ни­ем или под за­щи­той эк­ра­нов труб. В слож­ных гра­до­стро­ит. и инж.-гео­ло­гич. ус­ло­ви­ях при строи­тель­ст­ве Г. т. про­во­дят спец. ра­боты по осу­ше­нию и за­кре­п­ле­нию грун­то­во­го мас­си­ва: во­до­по­ни­же­ние, за­мо­ра­жи­ва­ние, струй­ную це­мен­та­цию и др. В це­лях обес­пе­че­ния тех­нич. и эко­ло­гич. безо­пас­но­сти Г. т. ос­на­ща­ют сис­тема­ми вен­ти­ля­ции, ос­ве­ще­ния, во­до­от­во­да, сред­ст­ва­ми по­жа­ро­ту­ше­ния, ре­гу­лиро­ва­ния дви­же­ния (в транс­порт­ных тон­не­лях). Пре­ду­смат­ри­ва­ют­ся ме­ры по про­фи­лак­ти­ке и бы­ст­ро­му уст­ра­не­нию по­след­ст­вий воз­мож­ных ава­рий­ных си­туа­ций, в т. ч. пу­ти сроч­ной эва­куа­ции лю­дей в слу­чае по­жа­ра.

Г. т. экс­плуа­ти­ру­ют­ся и стро­ят­ся во мн. круп­ных го­ро­дах. Напр., в Мо­ск­ве (2006) экс­плуа­ти­ру­ют­ся 30 ав­то­транс­порт­ных, бо­лее 300 пе­ше­ход­ных тон­нелей, 276 км тон­не­лей мет­ро­по­ли­те­на. В кон. 20 в. на­ме­ти­лась тен­ден­ция ин­тегра­ции Г. т. в еди­ную транс­порт­ную сис­те­му го­ро­да, вклю­чаю­щую так­же под­зем­ные ж.-д. стан­ции, стан­ции мет­ро­по­ли­те­на, тер­ми­на­лы аэ­ро­пор­тов, под­зем­ные ав­то­сто­ян­ки и га­ра­жи, мно­го­функ­цио­наль­ные под­зем­ные ком­плек­сы. См. так­же Тон­нель.

Лит.: Ма­ков­ский Л. В. Про­ек­ти­ро­ва­ние ав­то­до­рож­ных и го­род­ских тон­не­лей. М., 1993.

Вернуться к началу