ГОРОДСКО́Й ТОННЕ́ЛЬ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОРОДСКО́Й ТОННЕ́ЛЬ, тоннель, расположенный в черте города под застроенной территорией, транспортными магистралями, высотными или водными преградами и т. п. Г. т. по назначению подразделяют на транспортные (автодорожные, железнодорожные, метрополитена, трамвайные, совмещённые), пешеходные и коммунальные (канализационные, водопроводные, для газо- и теплоснабжения, кабельные, коллекторные). Г. т. сооружают мелкого (до 10–12 м от поверхности земли) или глубокого (более 10–12 м) заложения. Г. т. мелкого заложения строят в осн. открытыми способами с полным или частичным вскрытием поверхности земли, глубокого заложения – закрытыми способами (преим. щитовым). Подводные Г. т. сооружают как щитовым, так и способом опускных секций. Участки Г. т. под искусств. или естеств. препятствиями проходят продавливанием или под защитой экранов труб. В сложных градостроит. и инж.-геологич. условиях при строительстве Г. т. проводят спец. работы по осушению и закреплению грунтового массива: водопонижение, замораживание, струйную цементацию и др. В целях обеспечения технич. и экологич. безопасности Г. т. оснащают системами вентиляции, освещения, водоотвода, средствами пожаротушения, регулирования движения (в транспортных тоннелях). Предусматриваются меры по профилактике и быстрому устранению последствий возможных аварийных ситуаций, в т. ч. пути срочной эвакуации людей в случае пожара.
Г. т. эксплуатируются и строятся во мн. крупных городах. Напр., в Москве (2006) эксплуатируются 30 автотранспортных, более 300 пешеходных тоннелей, 276 км тоннелей метрополитена. В кон. 20 в. наметилась тенденция интеграции Г. т. в единую транспортную систему города, включающую также подземные ж.-д. станции, станции метрополитена, терминалы аэропортов, подземные автостоянки и гаражи, многофункциональные подземные комплексы. См. также Тоннель.