ОБДЕ́ЛКА
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОБДЕ́ЛКА подземного сооружения, постоянная конструкция, закрепляющая выработку подземного сооружения и образующая её внутр. поверхность. О. подземного сооружения воспринимает действующие нагрузки и защищает сооружение от проникания подземных вод. Применяют разнообразные О. транспортных, пешеходных, гидротехнич. и коммуникац. тоннелей, тоннелей и станций метрополитена, подземных машинных залов ГЭС и гидроаккумулирующих электростанций, паркингов, газо- и нефтехранилищ, многоярусных полифункциональных комплексов, сооружений оборонного характера и др., различающиеся по материалу, форме и размерам поперечного сечения. Конструкции О. выполняют из бетона, железобетона, чугуна, стали, композитных материалов, отвечающих требованиям прочности, долговечности и водонепроницаемости, а в ряде случаев – морозостойкости, огнестойкости, стойкости к химич. и биологич. агрессии.
Конструктивные формы О. подземного сооружения определяются его назначением, способом строительства, инженерно-геологич. условиями, характером действующих нагрузок, размеры – требуемыми габаритами (для гидротехнич. тоннелей – пропускной способностью) с необходимостью размещения за их пределами эксплуатац. устройств и оборудования (вентиляц. каналы, осветит. приборы, дренажные устройства и пр.), а также экономич. и экологич. соображениями. Тоннели, сооружаемые горным способом в некрепких слабоустойчивых грунтах, имеют массивные О. сводчатого очертания из монолитного бетона или железобетона, которые состоят из свода переменной жёсткости, плавно переходящего в стены прямолинейного или криволинейного очертания, и опираются на грунт или обратный свод. В прочных скальных грунтах применяют тонкостенные О. из набрызг-бетона (одно- или двухслойные) в виде пологого или подъёмистого свода, опирающегося на грунт, их усиливают при необходимости арматурными сетками, стальными арками или скальными анкерами (рис. 1, а). При строительстве тоннелей щитовым способом применяют сборные О. с круговым поперечным сечением диаметром от 2 до 15 м, состоящие из отд. колец шириной от 0,5 до 2 м из элементов сплошного (блоки) или ребристого (тюбинги) сечения массой до 20 т, соединяемых между собой болтами или сваркой выпусков арматуры с последующим омоноличиванием, приданием блокам особой формы и др. В неустойчивых водоносных грунтах возводят жёсткие О. из чугунных тюбингов с перевязкой швов соседних колец, обладающие высокой несущей способностью, водонепроницаемостью и коррозионной стойкостью. С 1980–90-х гг. взамен дорогостоящих чугунных широко используют О. из высокопрочных (бетон класса В45 и выше) и водонепроницаемых крупных жел.-бетон. блоков с наклонными болтовыми связями и упругими уплотнителями в стыках (рис. 1, б). Из таких блоков возводили, в частности, О. диаметром ≈14 м Лефортовского и Серебряноборского автодорожных тоннелей в Москве. Также применяют инновационные композитные конструкции сталебетонных О. из блоков в виде стальной оболочки толщиной 5–7 мм, к которой приварены радиальные и кольцевые рёбра жёсткости, образующие несущий каркас, заполняемый бетоном. Блоки соединяются между собой болтами. Такие О. обладают высокими прочностными и деформац. свойствами, трещиностойкостью и водонепроницаемостью. В плотных и устойчивых грунтах используют гибкие О. с шарнирными радиальными стыками (без перевязки швов соседних колец), а также О., обжатые в грунт гидравлич. домкратами, клиновыми блоками или спец. приспособлениями для лучшей совместной работы О. с грунтовым массивом. Созданы принципиально новые конструкции гибких О. из жел.-бетон. блоков с податливыми стальными элементами, размещаемыми между радиальными торцами соседних блоков. Использование податливых элементов улучшает статическую работу обделки с учётом взаимодействия с окружающим грунтом. О. станций метрополитена, сооружаемые закрытым способом, выполняют 1-, 2- или 3-сводчатой конструкции пилонного или колонного типа (рис. 2). О. подземных сооружений, возводимых котлованным или траншейным способом, способом продавливания или опускных секций, выполняют чаще всего прямоугольного поперечного сечения из монолитного или сборно-монолитного железобетона. Для автодорожных, пешеходных и коммуникац. тоннелей, перегонных тоннелей и станций метрополитена О. устраивают в виде 1-, 2- или многопролётных рамных систем (рис. 3,а), а для многоярусных подземных сооружений – в виде многоярусных рам (рис. 3, б). О. подземных сооружений, возводимых траншейным способом с применением технологии «стена в грунте», имеют в своём составе несущие стены толщиной 0,6–0,8 м и более (сплошного сечения либо из взаимно пересекающихся или касающихся буронабивных свай), заглублённые ниже лотковой плиты подземного сооружения. Находят применение композитные О. прямоугольного очертания в виде т. н. сандвича, состоящего из стальных оболочек толщиной 8–12 мм, между которыми укладывают бетонную смесь. Для связи оболочек с бетоном предусмотрены стальные стержни диаметром 20–22 мм, привариваемые к стальным листам. При расположении подземного сооружения в водоносных грунтах устраивают гидроизоляцию О. Монолитные О. сводчатого очертания могут иметь наружную или внутр. оклеечную плёночную или напыляемую изоляцию. Швы между элементами сборных О. герметизируют чеканкой или с помощью упругих уплотнителей. О. прямоугольного очертания, возводимые котлованным способом, защищают от воды сплошной наружной оклеечной или плёночной изоляцией, а при траншейном способе боковые стены в случае необходимости покрывают внутр. гидроизоляцией. В некоторых случаях для защиты от воды подземных сооружений применяют металлоизоляцию с антикоррозионным покрытием.
О. подземных сооружений рассчитывают по несущей способности, деформативности и раскрытию трещин на стадиях эксплуатации и возведения на наиболее неблагоприятное сочетание постоянных (собств. вес, давление грунта, давление воды и др.) и временных (динамич. воздействие от транспортных средств, сейсмич. воздействия, строит. нагрузки и др.) нагрузок. Толщины О. назначают исходя из опыта проектирования в аналогичных условиях, а затем уточняют в процессе статических и прочностных расчётов. Сводчатые О. рассчитывают как арочные конструкции в виде пологого или подъёмистого свода, опирающегося на грунт или обратный свод. Расчёт круговых О. выполняют по схеме «кольцо в упругой среде» или «кольцо в податливой среде». Прямоугольные О. рассчитывают как рамные системы на упругом основании. Для расчёта О. используют аналитич. методы теории сплошной среды, методы строит. механики или численные методы. В совр. проектной практике применяют специализир. компьютерные программные комплексы для расчёта в упругой и упругопластической стадии бинарной системы «обделка – грунтовый массив» на основе метода конечных элементов с использованием плоских и пространственных математич. моделей.
Возведение О. из монолитного бетона или железобетона выполняют с использованием инвентарной передвижной опалубки, мощного бетонодоставочного и высокопроизводит. бетоноукладочного оборудования. О. из набрызг-бетона возводят слоями по 5–7 см безопалубочным способом с использованием спец. машин (в т. ч. роботизиров. стреловых манипуляторов). Сборные О. тоннелей и станций метрополитена, сооружаемых щитовым способом, монтируют специализир. блоко- и тюбингоукладчиками рычажного, дугового, кассетного или комбинир. действия. Сборные О. подземных сооружений, возводимых открытыми способами, монтируют стреловыми или козловыми кранами, а секции подводных тоннелей опускают в проектное положение плавучими кранами.