МАШИ́Н И МЕХАНИ́ЗМОВ ТЕО́РИЯ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАШИ́Н И МЕХАНИ́ЗМОВ ТЕО́РИЯ (ТММ), раздел машиноведения, изучающий методы исследования и проектирования машин и механизмов. ТММ тесно связана со многими науч. дисциплинами (математикой, теоретич. механикой, сопротивлением материалов и др.). При этом вопросы проектирования на всех этапах переплетаются с решением задач управления, информац. обеспечения и диагностики состояния машины или механизма. Методы ТММ являются общими практически для всех механизмов и машин.
Задачи ТММ очень разнообразны, важнейшие из них можно сгруппировать по трём разделам: кинематика механизмов, в т. ч. синтез механизмов; динамика механизмов и машин; теория машин-автоматов. Синтез механизмов заключается в выборе кинематич. схемы механизма и оптимизации её параметров, что является важнейшим этапом проектирования и расчёта, поскольку от правильного выбора схемы в значит. мере зависит обеспечение заданных условий функционирования машины, а также её производительность, надёжность и экономичность. Каждый механизм в зависимости от назначения и условий эксплуатации должен удовлетворять ряду требований, разнообразных по форме и содержанию. Всегда можно установить, какое требование является главным для правильной работы механизма, и в соответствии с этим выбрать осн. критерий, по которому оценивается его качество. Осн. критерий синтеза является функцией параметров механизма (называется также функцией-критерием или целевой функцией), остальные требования к нему формулируются в виде ограничивающих условий на параметры. Выбор осн. критерия определяется назначением механизма. Выбор схемы механизма и определение его параметров обычно выполняются путём сравнит. анализа разл. механизмов для воспроизведения одних и тех же движений с использованием компьютерных устройств, что позволяет учитывать большое количество кинематических, динамических и конструктивных ограничений, а также решить сложные задачи кинематич. анализа движения рабочих органов многозвенных, с большим числом степеней свободы, механизмов. В большинстве рабочих машин для передачи движения от двигателя к исполнит. механизму применяют передаточные механизмы, в качестве которых чаще всего используют зубчатые передачи. В связи с этим в ТММ проводятся исследования синтеза зубчатых зацеплений, теории и методов проектирования сложных зубчатых редукторов с планетарными и дифференциальными схемами.
С ростом нагруженности и быстроходности машин и повышением требований к их качеству значительно изменилось содержание задач динамики машин: появилась необходимость учитывать упругие свойства звеньев, зазоры в подвижных соединениях, переменность масс и моментов инерции и т. п. Учёт упругости звеньев в машинах позволил выявить колебат. движения в сложных кинематич. цепях и определить реальные нагрузки на звенья и кинематич. пары, дать рекомендации по демпфированию возникающих колебаний и методам предотвращения резонансов, решать задачи точности исполнения заданного закона движения механизма. Тенденцией развития машиностроения является повышение рабочих скоростей машин. Это приводит к увеличению динамич. нагрузок на звенья механизмов и рабочие органы машин, а также к росту уровня вибраций и порождаемого вибрацией шума. В связи с этим в ТММ уделяется большое внимание снижению уровня вибрации и шума машин и разработке эффективных средств виброзащиты человека-оператора. Одной из причин вибрации машин является неуравновешенность роторов и рычажных механизмов, поэтому в ТММ разрабатываются методы балансировки роторов и уравновешивания рычажных механизмов. Наряду с вредным, возможно и полезное применение колебаний в вибрационных машинах и вибрационных конвейерах, для которых колебат. движение рабочего органа составляет осн. движение, заданное назначением машины. Проектирование их базируется на методах аналитич. механики и нелинейной теории колебаний, механики переменной массы и теории упругости, что позволяет получать динамич. критерии для расчёта механизмов по частотам и амплитудам установившихся колебаний, определять границы устойчивости систем и т. п.
Развитие теории машин-автоматов и систем автоматич. действия связано в осн. с совершенствованием методов построения схемы системы управления, определяющей согласованность движения исполнит. органов. Приоритетом является создание методов построения самонастраивающихся схем, в которых программа управления автоматически корректируется в соответствии с изменениями рабочего процесса. Также к теории машин-автоматов относится проектирование промышленных роботов и разработка механич. устройств мехатронных систем (см. Мехатроника).
Одной из важнейших задач ТММ является развитие эксперим. методов изучения характеристик машин и механизмов, их технич. диагностика. Исследования проводятся как на натурных объектах (в лабораториях, эксплуатац. условиях), так и методами математич. моделирования с использованием компьютеров; при этом особое значение приобретают исследования машин в условиях их производств. работы с автоматич. регистрацией и компьютерной обработкой полученной информации. Разработка методов технич. диагностики машин основана на выделении объективных критериев качества, определяющих работоспособность и одновременно признаки дефектных состояний механизмов.
Историческая справка
Как наука ТММ начала формироваться в эпоху пром. революции 18 в., когда возникла необходимость в переходе от единичного и мелкосерийного произ-ва к машинному. Соответственно возросли требования к качеству технологич. оборудования и его производительности, потребовались квалифициров. специалисты для решения инж. задач. В 1794 в Париже Г. Монж основал первый технич. университет (Политехническую школу) и ввёл в курс начертательной геометрии раздел описания машин и их элементов, далее преобразованный в первый в истории инж. курс «Элементы машин», который объединял «Детали машин» и «Теорию механизмов». В 1808 в Париже А. Бетанкур и Х. М. Ланц (1762–1837), а в 1811 Ж. Ашетт (1769–1834) предложили первую классификацию механизмов, в основе которой лежало их разделение по функциональному признаку. В 1853 П. Л. Чебышев опубликовал статью «Теория механизмов, известных под именем параллелограммов», положившую начало циклу исследований по параметрич. оптимизации схем механизмов. Используя разработанные им методы, он изобрёл и спроектировал свыше 40 новых механизмов, осуществляющих заданные траектории движения, а структурная формула плоских рычажных механизмов получила назв. формулы Чебышева. В 1875 нем. учёный Ф. Рело (1829–1905) впервые дал определение кинематич. пары и разработал графич. метод синтеза сопряжённых профилей, известный как метод нормалей; он же написал ряд работ по структуре (строению) и кинематике механизмов. В 1886 рос. учёный Х. И. Гохман (1851–1916) одним из первых опубликовал исследование по аналитич. теории зацепления, в 1890 издал труд, ставший фундаментом для теории кинематич. пар. Значит. вклад в развитие динамики машин внёс Н. Е. Жуковский – автор целого ряда работ по прикладной механике и теории регулирования хода машин. В 1914 Л. В. Ассур открыл общую закономерность в структуре многозвенных плоских механизмов, и сейчас применяемую при их анализе и синтезе; он разработал также метод «особых точек» для кинематич. анализа сложных рычажных механизмов. Существенный вклад в становление механики машин как цельной теории машиностроения внёс И. И. Артоболевский – основоположник отеч. школы ТММ, автор многочисл. трудов и учебников, получивших всеобщее признание. Решение задач ТММ послужило основой для создания новых разделов разл. наук (напр., задача о регулировании хода машины положила начало теории автоматич. регулирования). К кон. 20 в. ТММ эволюционировала от экспертной системы (анализа работоспособности механизма) к науке о разработке общих принципов проектирования механич. систем, обладающих сложными функциональными возможностями.