ЛЕТА́ТЕЛЬНЫЙ АППАРА́Т
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕТА́ТЕЛЬНЫЙ АППАРА́Т (ЛА), устройство для полётов в атмосфере Земли или в космич. пространстве. Полёт основан на преодолении силы тяжести с помощью подъёмной силы; представляет собой движение над твёрдой и жидкой поверхностью планеты или в межпланетном пространстве. При полёте в атмосфере кроме силы тяжести ЛА приходится преодолевать силу сопротивления внешней среды. По функциональному назначению ЛА подразделяются на н.-и. (экспериментальные), пассажирские, грузовые, с.-х., военные, спортивные и др.; по наличию экипажа – на пилотируемые и беспилотные; по степени повторности использования – на одно- и многоразовые. Различают атмосферные и космические ЛА; атмосферные ЛА делятся на аппараты легче и тяжелее воздуха. По технич. способу выполнения полёта ЛА подразделяются на аппараты, движущиеся в гравитац. поле Земли, в полёте преодолевающие силу её тяготения, и аппараты свободного полёта, перемещающиеся в космич. пространстве в отсутствие значит. гравитац. полей планет. В соответствии с реализуемым принципом полёта (способом создания подъёмной силы, уравновешивающей силу тяжести) существуют следующие группы летат. аппаратов.
Аэростатические (воздухоплавательные) или ЛА легче воздуха, у которых подъёмная сила обеспечивается архимедовой силой, действующей на оболочку, наполненную лёгким газом или тёплым воздухом. По способу передвижения в горизонтальной плоскости эти аппараты подразделяются на аэростаты и стратостаты, не имеющие средств целенаправленного передвижения в горизонтальной плоскости и перемещающиеся в ней по ветру; дирижабли с двигателем (двигателями) и средствами управления для целенаправленного передвижения в горизонтальной плоскости.
Аэродинамические ЛА (тяжелее воздуха), поддерживаемые в атмосферном полёте аэродинамич. подъёмной силой, возникающей за счёт быстрого движения в воздухе самого аппарата, снабжённого неподвижной (относительно возд. среды) несущей поверхностью – крылом (планёры, самолёты, махолёты, экранопланы, крылатые ракеты), либо за счёт движения отд. несущих частей аппарата – несущий винт, вентилятор и др. (автожиры, вертолёты, летающие платформы – винтокрылые ЛА, у которых размер несущего винта мал по сравнению с размером корпуса, и др.), либо за счёт несущего корпуса (ЛА, у которого аэродинамич. подъёмная сила в осн. создаётся его корпусом – крыло отсутствует или занимает небольшую часть от площади ЛА в плане). Рассматривается применение ЛА такой схемы в качестве возвращаемой орбитальной ступени КК многоразового использования. Напр., многоцелевой пилотируемый многоразовый КК «Клипер», проектировавшийся в РКК «Энергия» с 2000 на смену кораблям серии «Союз», состоит из возвращаемого аппарата типа «несущий корпус» и орбитального отсека. По своим характеристикам занимает промежуточное положение между баллистическими (напр., КК серии «Союз») и крылатыми (напр., КК серии «Спейс шаттл») ЛА. На некоторых аэродинамич. ЛА вертикального взлёта и посадки крыло выполняет функции несущей поверхности только при наличии горизонтальной скорости ЛА (преобразуемые аппараты), несущая система которого изменяется при переходе из одного режима полёта в другой (самолёт взлетает вертикально, а затем переходит в режим горизонтального полёта – самолёты вертикального взлёта и посадки, винтокрылы). ЛА подразделяются на моторные, приводимые в движение двигателем, и безмоторные аэродинамические, движущиеся в атмосфере с постепенным снижением под комбинир. воздействием силы тяжести и аэродинамич. сил (планёры, дельтапланы, парапланы, парашюты, спускаемые аппараты космич. кораблей).
В кон. 20 в. созданы гибридные ЛА (самолёты-дирижабли), сочетающие аэродинамич. и аэростатич. принципы полёта. В США – ЛА «Эйрон-340», в России – ЛА «БАРС» (безаэродромный с аэростатич. разгрузкой самолёт, рис.), представляющие собой горизонтально взлетающий аппарат, корпус которого способен создавать аэродинамич. подъёмную силу при движении в атмосфере. За счёт гелия, заполняющего часть корпуса, создаётся аэростатич. подъёмная сила, компенсирующая вес конструкции.
Ракеты – ЛА, способные двигаться в атмосфере Земли и в безвоздушном пространстве под действием реактивной силы, направленной вертикально вверх или имеющей достаточную вертикальную составляющую. Такой способ полёта используется на активном участке траектории баллистич. ракетами и ракетами-носителями КА, н.-и. ЛА (геофизические, метеорологические) и др.
Космические ЛА предназначаются для полётов в космич. пространство. На участке выведения космич. ЛА в соответствии с его назначением сообщается (напр., с помощью ракеты) та или иная космич. скорость, после чего аппарат продолжает полёт по инерции в поле сил тяготения. Подразделяются: на ИСЗ и орбитальные космич. станции, движущиеся в космич. пространстве вокруг Земли по замкнутым орбитам; межпланетные и др. аппараты; головные части баллистич. ракет, движущиеся по баллистич. траекториям. Гибридные ЛА сочетают свойства аэродинамич. и космич. ЛА (см. в ст. Воздушно-космический летательный аппарат).
Движение аппаратов в космич. пространстве возможно не только по ракетодинамич. и баллистич. (под действием сил всемирного тяготения) принципам полёта. Реально использование солнечного паруса – устройства (напр., в виде металлизиров. плёнки-паруса), обеспечивающего перемещение КА световым давлением солнечных лучей.
ЛА характеризуется комплексом показателей, определяющих его возможности выполнять своё целевое назначение (т. н. лётно-технич. характеристики): пассажировместимость (грузоподъёмность), крейсерская и макс. скорость, потолок (макс. высота полёта), дальность полёта, радиус действия, продолжительность полёта, скороподъёмность, манёвренность, взлётно-посадочные характеристики и др., а также способностью сохранять значения эксплуатац. параметров в установленных пределах, соответствующих режимам и условиям использования (работоспособность, надёжность; безотказность, долговечность, ремонтопригодность, ресурс и др.).