Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОЗДУ́ШНО-КОСМИ́ЧЕСКИЙ ЛЕТА́ТЕЛЬНЫЙ АППАРА́Т

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 569-570

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Легостаев
Авиационно-космическая система МАКС.

ВОЗДУ́ШНО-КОСМИ́ЧЕСКИЙ ЛЕ­ТА́­ТЕЛЬ­НЫЙ АППАРА́Т (ВКЛА), мно­го­ра­зо­вый ЛА, пред­на­зна­чен­ный для по­лё­та в кос­мич. про­стран­ст­ве и ат­мо­сфе­ре. Слу­жит для: дос­тав­ки (и воз­вра­ще­ния) эки­па­жей и гру­зов на око­ло­зем­ные ор­би­таль­ные стан­ции; об­слу­жи­ва­ния кос­мич. ап­па­ра­тов при про­ве­де­нии на­уч. и тех­но­ло­гич. экс­пе­ри­мен­тов, спа­сат. опе­ра­ций; ин­спек­ции кос­мич. про­стран­ст­ва, эко­ло­гич. мо­ни­то­рин­га Зем­ли; уда­ле­ния тех­но­ло­гич. му­со­ра из око­ло­зем­но­го про­стран­ст­ва; кос­мич. ту­риз­ма и др. ВКЛА рас­счи­ты­ва­ет­ся на раз­гон до ор­би­таль­ной ско­ро­сти, по­лёт в кос­мич. про­стран­ст­ве, воз­вра­ще­ние на Зем­лю с воз­мож­но­стью про­ве­де­ния ма­нёв­ра (в кос­мо­се и ат­мо­сфе­ре) и по­сад­ки на аэ­ро­дром. ВКЛА мо­жет вы­во­дить­ся на ор­би­ту вер­ти­каль­но стар­тую­щей ра­ке­той-но­си­те­лем (РН); в этом слу­чае его на­зы­ва­ют воз­душ­но-кос­мич. ко­раб­лём (ВКК; напр., ор­би­таль­ные сту­пе­ни ком­плек­сов США «Спейс шаттл» и СССР «Энер­гия-Бу­ран»). ВКЛА од­но­сту­пен­ча­той схе­мы с го­ри­зон­таль­ны­ми взлё­том и по­сад­кой на­зы­ва­ют воз­душ­но-кос­мич. са­мо­лё­том [ВКС; напр., про­ект ВКС «Хо­тол» раз­ра­ба­ты­вал­ся в Ве­ли­ко­бри­та­нии в 1982–1988, экс­пе­рим. ВКС Х-30 – в США по про­грам­ме NASP в 1985–93, в кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. раз­ра­ба­ты­ва­лись про­ек­ты экс­пе­рим. ВКС Ту-2000 (Рос­сия), ВКС «Ги­пер­плейн» (Ин­дия), ВКС JASP (Япо­ния) и др.], а двух- или мно­го­сту­пен­ча­той схе­мы (напр., в ка­че­ст­ве пер­вой сту­пе­ни ис­поль­зу­ют до­зву­ко­вой са­мо­лёт-но­си­тель, а вто­рой – ги­пер­зву­ко­вой са­мо­лёт, дос­ти­гаю­щий кос­мич. ор­би­ты и реа­ли­зую­щий аэ­ро­ди­на­мич. тра­ек­то­рию при воз­вра­ще­нии на Зем­лю) – авиа­ци­он­но-кос­мической сис­те­мой (АКС; напр., про­ект МАКС – на ос­нове са­мо­лё­та-но­си­те­ля Ан-225 «Мрия» и ор­би­таль­но­го са­мо­лё­та с од­но­ра­зо­вым во­до­род­ным ба­ком – раз­ра­ба­ты­вал­ся в сер. 1980-х – кон. 1990-х гг. в Рос­сии и Ук­раи­не, про­ект «Ин­те­рим Хо­тол» – на ос­но­ве Ан-225 «Мрия» и мно­го­ра­зо­во­го ор­би­таль­но­го са­мо­лё­та – в кон. 1980-х гг. в Рос­сии и Ве­ли­ко­бри­та­нии, про­ект «Зен­гер» – с 1986 по 1993 в ФРГ с уча­сти­ем др. стран Зап. Ев­ро­пы, про­ек­ты «STAR-H» и STS-2000 – во Фран­ции в кон. 1980-х гг., про­ект Ми­ГАКС раз­ра­ба­ты­вал­ся в 1993–96 в Рос­сии). АКС со­сто­ит из са­мо­лёт­но­го сред­ст­ва вы­ве­дения (ССВ) и вто­рой суб­сис­те­мы – ор­би­таль­но­го са­мо­лё­та (или др. кос­мич. объ­ек­та). ССВ – мно­го­ра­зо­вый доз­ву­ко­вой, сверх­зву­ко­вой или ги­пер­зву­ко­вой са­мо­лёт, пред­на­зна­чен­ный для транс­пор­ти­ров­ки и пус­ка вто­рой суб­сис­те­мы на ат­мо­сфер­ном уча­ст­ке вы­ве­де­ния.

В ка­че­ст­ве осн. си­ло­вой ус­та­нов­ки ВКК слу­жат жид­ко­ст­ные ре­ак­тив­ные дви­га­те­ли (ЖРД); вспо­мо­га­тель­ны­ми мо­гут быть ра­кет­ные дви­га­те­ли твёр­до­го то­п­ли­ва и воз­душ­но-ре­ак­тив­ные дви­га­те­ли (ВРД; напр., стар­то­вые ус­ко­ри­те­ли, раз­гон­ные сту­пе­ни, дви­га­те­ли для про­ве­де­ния ма­нев­ри­ро­ва­ния в ат­мо­сфе­ре). Для ВКС вы­ве­де­ние на ор­би­ту и ма­нев­ри­ро­ва­ние в ат­мо­сфе­ре осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с при­ме­не­ни­ем ком­би­ни­ров. си­ло­вой ус­та­нов­ки (КСУ), со­стоя­щей из ВРД и ЖРД или ком­би­ни­ров. дви­га­те­лей (ра­кет­но-пря­мо­точ­ных, ра­кет­но-тур­бин­ных, жид­ко­ст­но-воз­душ­ных ра­кет­ных и др.). На ССВ АКС в за­ви­си­мо­сти от ус­ло­вий пус­ка вто­рой суб­сис­те­мы мо­гут при­ме­нять­ся ВРД или КСУ. На вто­рой суб­сис­те­ме АКС в ка­че­ст­ве осн. си­ло­вой ус­та­нов­ки слу­жат ЖРД; для ра­бо­ты в ат­мо­сфе­ре мо­гут при­ме­нять­ся ВРД. Для по­лё­та и ма­нев­ри­ро­ва­ния в ат­мо­сфе­ре ВКЛА дол­жен иметь не­су­щие по­верх­но­сти и ор­га­ны аэ­ро­ди­на­мич. ста­би­ли­за­ции и управ­ле­ния по­лё­том, для по­сад­ки – шас­си, ра­дио­на­ви­га­ци­он­ную сис­те­му при­ве­де­ния на аэ­ро­дром. Для управ­ле­ния по­лё­том ВКЛА на ор­би­таль­ном уча­ст­ке кро­ме дви­га­тель­ной ус­та­нов­ки с ЖРД не­об­хо­ди­ма сис­те­ма управ­ле­ния с ис­пол­ни­тель­ны­ми ор­га­на­ми (как пра­ви­ло, ЖРД ма­лой тя­ги) и др. ВКЛА снаб­жа­ет­ся сис­те­ма­ми свя­зи с эки­па­жем, элек­тро­пи­та­ния, тер­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния, жиз­не­обес­пе­че­ния, из­ме­ре­ния па­ра­мет­ров тра­ек­то­рии и др. По срав­не­нию с од­но­ра­зо­вы­ми РН мно­го­ра­зо­вые ВКЛА долж­ны обес­пе­чи­вать сни­же­ние удель­ной стои­мо­сти экс­плуа­та­ции в 5–10 раз за счёт ис­поль­зо­ва­ния ки­сло­ро­да воз­ду­ха вме­сто бор­то­во­го окис­ли­те­ля на ат­мо­сфер­ном уча­ст­ке по­лё­та (для ВКС и АКС), со­кра­ще­ние про­из­водств. мощ­но­стей, рас­ши­ре­ние экс­плуа­та­ци­он­ных воз­мож­но­стей (ши­ро­кий на­бор мест стар­та и по­сад­ки, все­ази­му­таль­ность за­пус­ков, воз­мож­ность вы­ве­де­ния по­лез­но­го гру­за со зна­чит. уда­ле­ни­ем от плос­ко­сти стар­та до 2000–3000 км), ма­лое вре­мя ре­ак­ции при спа­сат. опе­ра­ци­ях, а так­же воз­мож­но­сти ав­то­ном­но­го пе­ре­ба­зи­ро­ва­ния в ат­мо­сфе­ре, ин­спек­ции и об­слу­жи­ва­ния кос­мич. ап­па­ра­та на ор­би­те, воз­вра­ще­ния по­лез­ных гру­зов, сни­же­ния от­ри­цат. воз­дей­ст­вия на ок­ру­жаю­щую сре­ду (ли­к­ви­да­ции зон от­чу­ж­де­ния, изы­мае­мых из хо­зяйств. поль­зо­ва­ния, от­сут­ст­вие или умень­ше­ние за­гряз­не­ния кос­мич. про­стран­ст­ва и ат­мо­сфе­ры) и др.

См. так­же «Бу­ран», «Спейс шаттл».

Лит.: Ло­зи­но-Ло­зин­ский Г. Е., Ко­син­ский Ю. М. Эф­фек­тив­ность соз­да­ния авиа­ци­он­но-кос­ми­че­ских сис­тем // Ме­ж­ду­на­род­ная аэ­ро­кос­ми­че­ская кон­фе­рен­ция. М., 1992; Lukia­shchenko V., Anfimov N. Potential future aerospace systems in Russia: in search for an op­timal concept // International aerospace planes and hypersonics technologies conference. Mu­nich, 1993; Уман­ский С. П. Кос­ми­че­ские ор­би­ты. М., 1996.

Вернуться к началу