«БУРА́Н»
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«БУРА́Н», отечественный воздушно-космич. летательный аппарат. Предназначен для: выведения на орбиту вокруг Земли разл. модулей (в т. ч. с экипажем); сборки на орбите крупногабаритных сооружений (радиотелескопов, антенных систем и др.) и межпланетных комплексов; возврата на Землю неисправного или выработавшего свой ресурс оборудования; выполнения др. грузопассажирских перевозок по маршруту Земля – космос – Земля; решения ряда оборонных задач. Представляет собой (рис. 1) моноплан (планёр), выполненный по схеме «бесхвостка»; состоит из фюзеляжа, крыла, снабжённого элевонами, вертикального оперения с рулём направления, а также балансировочного щитка в хвостовой части. Крыло имеет двойную стреловидность, что обеспечивает необходимые аэродинамич. характеристики на сверхзвуковых скоростях полёта. В носовой части «Б.» находится герметичная кабина объёмом 70 м3 для экипажа (до 4 чел.) и пассажиров (до 6 чел.). Основные технические характеристики «Б.»:
Длина, м | 36,4 |
Высота (при выпущенных шасси), м | 16,5 |
Размах крыла, м | 23,9 |
Площадь крыла, м2 | 250 |
Длина грузового отсека, м | 17 |
Диаметр грузового отсека, м | 4,5 |
Стартовая масса, т | 105 |
Выводимый на орбиту полезный груз, т | до 30 |
Возвращаемый с орбиты груз, т | до 20 |
Диапазон высот рабочих орбит, км | 200–1000 |
Боковой манёвр в атмосфере, км | до 2000 |
Продолжительность полёта, сут | 7–30 |
На орбиту «Б.» выводится универсальной двухступенчатой ракетой-носителем (РН) «Энергия» (рис. 2). Объединённая двигательная установка (ОДУ) обеспечивает довыведение «Б.» на опорную орбиту, выполнение им межорбитальных переходов (коррекций), точное маневрирование вблизи обслуживаемых орбитальных комплексов, ориентацию, стабилизацию и торможение «Б.» для схода с орбиты. ОДУ состоит из двух двигателей орбитального маневрирования, работающих на углеводородном горючем и жидком кислороде, и 46 двигателей газодинамич. управления, сгруппированных в три блока (один носовой и два хвостовых). С внешней стороны корпуса нанесено теплозащитное покрытие в виде 39 тыс. плиток на основе кварцевого волокна и гибких элементов из жаростойких органич. волокон. Более 50 бортовых систем, включающих радиотехнические, ТВ и телеметрические комплексы, системы жизнеобеспечения, терморегулирования, навигации, энергоснабжения и др., объединены в многомашинный бортовой вычислительный комплекс с уникальным по объёму и сложности программным обеспечением, что позволило реализовать более 6000 команд и 3000 алгоритмов управления бортовыми системами. «Б.» рассчитан на 100 полётов и может функционировать в пилотируемом и автоматическом режимах.
Работы по созданию «Б.» начались в 1976. Головное предприятие по созданию «Б.» – Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королёва (разработка РН, ОДУ, комплекса бортовых систем и агрегатов, программы полёта, окончательная сборка корабля и его испытания), по созданию планёра – НПО «Молния» (разработка средств спуска в атмосфере и посадки, тепловой защиты).
Первый испытательный беспилотный запуск «Б.» состоялся 15.11.1988 с космодрома «Байконур». «Б.» был выведен на орбиту с перигеем 251 км, апогеем 263 км и наклонением 51,6°, с периодом обращения 89,5 мин. Завершив орбитальные операции, «Б.» провёл предпосадочные манёвры и точно вышел на посадочную полосу (рис. 3). Общее время полёта составило 206 мин. Величина пробега по полосе 1620 м, при скорости встречного ветра 17 м/с. Впервые в мировой практике была проведена автоматич. посадка космич. аппарата такого класса.
В 1992 из-за резкого сокращения финансирования космич. отрасли было принято решение о закрытии данной программы. К этому времени был полностью собран второй «Б.» (планировалось осуществить семисуточный полёт в автоматическом режиме, предусматривалась стыковка со станцией «Мир» в беспилотном варианте и отработка бортового манипулятора для доставки сменных научных модулей) и завершалась сборка третьего «Б.» – для пилотируемого полёта.