БОРТОВО́Й ВЫЧИСЛИ́ТЕЛЬНЫЙ КО́МПЛЕКС
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БОРТОВО́Й ВЫЧИСЛИ́ТЕЛЬНЫЙ КО́МПЛЕКС, совокупность аппаратно-программных средств, обеспечивающих автоматизацию информационных и управляющих процессов на борту объекта в режиме реального времени. Размещается на ЛА (космич. кораблях, самолётах, вертолётах), а также на морских судах, наземных (военных, ж.-д. и др.) транспортных средствах с целью регулирования работы двигателей, обработки сигналов радиолокационной станции, решения задач навигации, выведения объекта на цель, контроля и управления работой бортовой аппаратуры, организации сеансов связи и др.
Первые в СССР Б. в. к., реализуемые с применением дискретных компонентов, появились в нач. 1960-х гг. на ЛА и заменили аналоговые вычислители. В Б. в. к. второго поколения (сер. 1970-х гг.) применялись интегральные схемы, элементы совмещения операций, но структура оставалась детерминированной и трудномодернизируемой. Интегральные схемы позволили повысить быстродействие Б. в. к. в сотни раз при одновременном снижении в десятки раз энергопотребления и массы. Для Б. в. к. третьего поколения (нач. 1980-х гг.) разработаны иерархич. память, модульная организация архитектуры, механизмы защиты информации от несанкциониров. доступа. Совершенствование микропроцессоров в кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. позволило поднять в десятки раз быстродействие бортовых ЭВМ.
Современный Б. в. к. (кон. 1990-х гг.) представляет собой сетевую структуру с многомашинной и многоуровневой организацией обработки данных и вычислений. Состоит из центр. ЭВМ, предназначенной для комплексного управления бортовыми системами, взаимодействия с экипажем, и терминальных ЭВМ, которые служат для получения, обработки и выдачи информации от датчиков и аппаратуры. Центр. ЭВМ, помимо стандартных блоков и программного обеспечения, включает операционную систему реального времени, программы тестового контроля аппаратуры, навигации, решения боевых задач, графич. изображения, индикации, управления движением объекта и др. Такая структура обеспечивает как сопряжение и обмен информацией ЭВМ с бортовой аппаратурой, так и взаимодействие машин между собой. Архитектура Б. в. к. позволяет создавать разл. конфигурации многомашинных комплексов заданной производительности и надёжности, проводить замену отказавших блоков и устройств без прерывания вычислит. процесса. Б. в. к. должен соответствовать определённым требованиям: по ограничению массогабаритных характеристик, потребляемой мощности, повышенной надёжности функционирования, устойчивости к широкому диапазону внешних воздействий (механич., климатич., радиационных и др.).
Архитектура пятого поколения Б. в. к. ещё окончательно не определена. Предполагается наличие в структуре унифициров. интерфейсов, модулей интеллектуальных процессоров, способных к адаптации и обучению, а также развитых операционных систем и технич. средств поддержки программ.