МАХОЛЁТ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАХОЛЁТ, орнитоптер (от греч. ὀρνις, род. п. ὀρνιϑος – птица и πτερόν – крыло), летат. аппарат тяжелее воздуха, движителем которого является машущее крыло (имитирует движения крыльев птицы или насекомого). Крылья М. могут приводиться в движение силами пилота либо с помощью двигателя. Простейший М. – ортоптер (от греч. ὀρϑός – прямой, вертикальный и πτερόν – крыло), или «прямокрыл», – ЛА, который использует для получения подъёмной силы прямой «удар» плоскостью крыла при движении его вниз; взмах вверх у него является пассивным. Интерес к М. связан с тем, что теоретически они могли бы иметь значительно более высокий кпд (по мнению В. П. Ветчинкина, 0,8–0,9), чем самолёты, использующие пропеллеры или реактивные двигатели для создания тяги. Исследования показывают, что отношение массы птицы к мощности её мускулов примерно то же, что и у человека. Крыло птицы совмещает 2 функции – движителя и собственно крыла, создавая одновременно тягу и подъёмную силу. Чтобы машущее крыло М. создавало подъёмную силу и тягу, необходимо, чтобы угол атаки во время движения крыла изменялся. Для соблюдения этого условия возможно использовать жёсткое, как у самолёта, крыло и изменять его угол атаки с помощью механич. привода или использовать гибкое крыло, у которого угол атаки изменяется за счёт изгибания самого крыла под действием сил сопротивления воздуха, что возможно на малых скоростях. Из-за этого противоречия возможная область применения М. ограничивается аппаратами небольшой массы, которые могли бы летать медленно. Создание М., снабжённого двигателем и сложной системой передач движущегося крыла, представляет интерес гл. обр. с точки зрения развития теории динамики машущего крыла.