МОНТЕКАССИ́НО
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОНТЕКАССИ́НО (Montecassino), один из старейших и крупнейших монастырей Зап. Европы, в Юж. Италии, близ г. Кассино (пров. Фрозиноне, обл. Лацио), в 120 км к югу от Рима. Имеет статус территориального аббатства, подчинённого непосредственно папе Римскому.
М. основано ок. 529 св. Бенедиктом Нурсийским на месте языч. храма Аполлона, находившегося на скалистом холме близ развалин рим. поселения Municipium Casinum. В М. св. Бенедиктом был написан монашеский устав, заложивший осн. организац. принципы всего зап.-европ. монашества, и впервые реализован на практике. Св. Бенедикт был погребён в М., его мощи являются гл. реликвией аббатства.
Ок. 585 М. было разорено лангобардами, возрождено ок. 717 и в эпоху Каролингов превратилось в один из важнейших религиозных и культурных центров Европы. В 883 разорено арабами, возрождено в 10 в. в ходе Клюнийской реформы. Наивысшего расцвета М. достигло при аббатах Дезидерии (1058–87; в мае – сент. 1087 папа Римский под именем Виктор III) и Одеризии I (1087–1105). При них аббатство было полностью перестроено; активизировалась работа скриптория, где развился беневентский стиль письма; налажена работа по переводу араб. текстов; общеевроп. известность обрела местная школа книжной миниатюры. М. обладало богатейшим собранием книг античных, христианских и араб. авторов, включая уникальные манускрипты. В разное время в М. жили представители мн. королевских родов, в частности Карломан, дядя имп. Карла I Великого, выдающиеся учёные, философы, церковные деятели: Ратхиз, Виллибальд, Стурм, Павел Диакон, Альфан Салернский, Константин Африканский, Фома Аквинский и др. Трое аббатов М. стали папами Римскими: Виктор III, Стефан IX (1057–58) и Лев Х (1513–21). На протяжении всей истории М. было тесно связано с папством и всячески поддерживало его претензии на европ. господство. По этой причине монастырь нередко становился объектом агрессии со стороны герцогов Беневентских, правителей Сицилийского королевства и Священной Рим. империи. После преобразования в 1322 в центр епископства М. пережило глубокий кризис, усугублённый разрушительным землетрясением 1349. С 1504 М. – центр бенедиктинской конгрегации Св. Юстины Падуанской.
В 1799 во время наполеоновских войн М. было разграблено франц. войсками. В 1866 вскоре после объединения Италии аббатство было формально преобразовано в памятник нац. значения, хранителями которого, однако, оставались монахи. В ходе 2-й мировой войны, в янв. – мае 1944, в районе М. проходили ожесточённые бои, 15 февр. аббатство было практически полностью разрушено бомбардировкой англо-амер. авиации (ошибочно считалось, что в М. сосредоточены нем. войска). После войны М. восстановлено на гос. средства, аббатство офиц. возрождено в 1964.
Архит. ансамбль расположен на вершине горы, его осн. элементы распределены вдоль двух перпендикулярных осей (план в форме перевёрнутой буквы «Т»). Многократно перестраивался после разрушений. Во время масштабной строительной кампании во 2-й пол. 11 в. при аббате Дезидерии, пригласившем лучших визант. и европ. мастеров, была перестроена монастырская базилика (сохранились бронзовые двери, созданные в Константинополе в 1066, фрагменты центр. портала, напольных мозаик, настенного декора, резных капителей и мраморных плит). В эпоху Возрождения построены Двор Благодетелей (с 1510, по проекту А. да Сангалло Младшего), крипта (1543), Кьостро-дель-Приоре и Лоджия-дель-Парадизо (оба 1559–64). Последняя крупная перестройка М. проводилась с 1627 под рук. К. Фанцаго. После 2-й мировой войны М. было восстановлено в формах 17 – нач. 18 вв.
Интерьер храма (3-нефная базилика) до разрушения во время 2-й мировой войны был выдающимся ансамблем эпохи барокко, включавшим в себя облицовку цветными мраморами (в значит. степени восстановлена в первоначальном виде), произведения Л. Джордано (утраченные росписи на своде центр. нефа, 1677, и монументальный холст «Освящение храма» на зап. стене, 1671), гл. алтарь из цветных мраморов по проекту К. Фанцаго (1636, восстановлен; в расположенном над ним куполе находились фрески Б. Коренцио, 1-я пол. 17 в.). В ризнице храма – серия «Таинства» Дж. М. Креспи. В крипте мозаичные декорации выполнены мастерами бойронской школы (1900–13). Б. ч. нынешних росписей создана после 1945 П. Аннигони, А. Пеграсси, Б. Лонгом, Д. Риччи, С. Пистолези; скульптурные работы выполняли П. Каноника, А. Сельва. В М. имеются музей, б-ка и архив, спасённые во время 2-й мировой войны.