Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУЛЬТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 307

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Р. А. Силантьев

КУЛЬТ (лат. cultus, букв. – по­чи­та­ние, по­кло­не­ние), 1) по­кло­не­ние к.-л. бо­же­ст­ву, свя­щен­ным пред­ме­там или яв­ле­ни­ям (напр., К. Оси­ри­са, К. мед­ве­дя, К. до­ж­дя). В этом зна­че­нии по­ня­тие «К.» близ­ко по­ня­тию ре­ли­гии. В на­уч. лит-ре встре­ча­ют­ся разл. клас­си­фи­ка­ции К.; вы­де­ля­ют ро­до­вые и пле­мен­ные К., пред­ков культ, К. рас­те­ний, жи­вот­ных, не­бес­ных све­тил (см. Со­ляр­ные куль­ты, Лу­нар­ные куль­ты, Ас­т­раль­ные куль­ты) и др. при­род­ных яв­ле­ний, К. обо­же­ст­в­лён­ных пра­ви­те­лей, К. мест (напр., свя­щен­ные ро­щи) и т. д. В уз­ком зна­че­нии К. – ре­лиг. прак­ти­ка, дейст­вия, свя­зан­ные с ре­лиг. по­кло­не­ни­ем: бо­го­слу­же­ния, мо­лит­вы, об­ря­ды и т. д. К. на­зы­ва­ют и отд. виды ре­лиг. прак­ти­ки, напр. по­гре­баль­но-по­ми­наль­ный К. (см. По­гре­бе­ниеПоминки) или про­мы­сло­вые куль­ты. Куль­то­вая прак­ти­ка во всех ре­ли­ги­ях рег­ла­мен­ти­ру­ет­ся оп­ре­де­лён­ны­ми пра­ви­ла­ми. Она мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся ин­ди­ви­ду­аль­но или кол­лек­тив­но, ряд её эле­мен­тов в боль­шин­ст­ве ре­ли­гий яв­ля­ет­ся ис­клю­чит. пре­ро­га­ти­вой ду­хо­вен­ст­ва (жре­че­ст­ва). В свет­ском сло­во­упот­реб­ле­нии встре­ча­ет­ся име­но­ва­ние ду­хов­ных лиц слу­жи­те­ля­ми К., а хра­мов – куль­то­вы­ми зда­ния­ми или зда­ния­ми куль­тово­го на­зна­че­ния.

2) Не­боль­шое, но ак­тив­ное ре­лиг. дви­же­ние, как пра­ви­ло, но­во­об­ра­зо­ван­ное и воз­глав­ляе­мое ха­риз­ма­тич­ным ли­де­ром (зна­че­ние тер­ми­на поя­ви­лось в сер. 20 в. по пред­ло­же­нию ре­ли­гио­ве­да и со­цио­ло­га Г. П. Бек­ке­ра). В этом зна­че­нии К. обыч­но си­но­ни­ми­чен по­ня­тию «опас­ная сек­та». Сек­ты, осу­ще­ст­в­ляю­щие про­ти­во­за­кон­ную дея­тель­ность, час­то на­зы­ва­ют де­ст­рук­тив­ны­ми К. К струк­ту­рам та­ко­го ро­да обыч­но от­но­сят са­та­нин­ские сек­ты (см. Са­та­низм) и наи­бо­лее ак­тив­ные но­вые ре­ли­ги­оз­ные дви­же­ния (напр., Цер­ковь объ­е­ди­не­ния, Аум Син­ри­кё). Назв. «К.» так­же за­кре­пи­лось за ря­дом ло­каль­ных син­кре­тич. ре­лиг. дви­же­ний (напр., кар­го-куль­ты в Ме­ла­не­зии).

3) В не­ре­ли­ги­оз­ном кон­тек­сте – со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. фе­но­мен, при ко­то­ром к.-л. объ­ект или субъ­ект ста­но­вит­ся центр. эле­мен­том сис­те­мы жиз­нен­ных цен­но­стей ин­ди­ви­да или об­ще­ст­ва (напр., К. нац. ли­де­ров, К. де­нег, К. ус­пе­ха). В от­ли­чие от ре­лиг. К., та­кие К. не ну­ж­да­ют­ся в осо­бом ри­туа­ле и обыч­но но­сят свет­ский ха­рак­тер.

Лит.: Мей­ер А. А. За­мет­ки о смыс­ле мис­те­рии (Жерт­ва) // Мей­ер А. А. Фи­ло­соф­ские со­чи­не­ния. Па­риж, 1982; Лау­эн­штайн Д. Элев­син­ские мис­те­рии. М., 1996; Смит У. Лек­ции о ре­ли­гии се­ми­тов // Клас­си­ки ми­ро­во­го ре­ли­гио­ве­де­ния. М., 1996; Асс­ман Я. Еги­пет: Тео­ло­гия и бла­го­чес­тие ран­ней ци­ви­ли­за­ции. М., 1999; Фло­рен­ский П. Фи­ло­со­фия куль­та. М., 2004; Фрэ­зер Д. Д. Зо­ло­тая ветвь. М., 2006.

Вернуться к началу