КРЕ́СТНЫЙ ПУТЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЕ́СТНЫЙ ПУТЬ, часть Страстей Христовых, несение орудия казни – креста – Иисусом Христом после Его осуждения на смерть на место Его Распятия – Голгофу. Рассказ о К. п. присутствует у всех четырёх евангелистов (Мф. 27:31–34; Мк. 15:20–23; Лк. 23:26–33; Ин. 19:16–17); в т. н. синоптических Евангелиях говорится, что нести крест Христу помогал некий Симон Киринеянин. Наиболее подробно К. п. описан в Евангелии от Луки, где приведено также обращение Христа к оплакивавшим Его женщинам («дщерям Иерусалимским»). Предание Церкви включает в К. п. дополнительные эпизоды: три падения Христа, Его встречи с Богородицей и со св. Вероникой, которая подала Ему своё головное покрывало, чтобы отереть с лица пот и кровь.
В переносном значении выражение «К. п.» означает жизненный путь человека, исполненный страданий, но по вере человека завершающийся воскресением с Христом (ср. слова Христа: «…и возьми крест свой, и следуй за Мною…» – Мф. 16:24). С К. п. сюжетно связана также ср.-век. народная легенда о Вечном жиде.
Обычай посещения паломниками в Святой земле мест, связанных со Страстями Христовыми, известен с 4 в. В 12–14 вв. у католич. пилигримов сложилась практика прохода по т. н. Священному пути (Via Sacra; с 16 в. известен также как Скорбный путь – Via Dolorosa) в Иерусалиме, который предположительно соответствует маршруту К. п. В 14–15 вв., после того, как попечение об иерусалимских святынях было вверено папой Римским Климентом VI (1342–1352) францисканцам (1342), утвердился обычай совершать остановки (т. н. стояния – лат. stationes) в определённых местах этого пути для молитвенных размышлений. Каждое стояние давало право на получение индульгенции. Вскоре в подражание этому обычаю в Европе (позднее – в др. частях католич. мира) начали возводить группы капелл (также назывались стояниями) со скульптурными, рельефными или живописными изображениями сцен Страстей Христовых, призванных перенести сакральную топографию Иерусалима на новые места. Религ. процессия, обходящая эти стояния, также получила название К. п. (лат. Via Crucis). Принятые ныне в католицизме количество, последовательность и содержание стояний К. п. сложились во 2-й пол. 17 в., официально закреплены в 1731 папой Климентом XII (1730–1740). Они соответствуют 14 событиям Страстей Христовых: осуждение Христа на смерть; возложение Ему на плечи креста; Его первое падение; встреча Христа с Богоматерью; помощь Симона Киринеянина в несении креста; отирание св. Вероникой платом лица Христа; второе падение Христа; обращение Христа к женщинам; Его третье падение; совлечение с Христа одежд; Распятие; смерть Христа; снятие Его с креста; Его погребение. Циклы из 14 картин или рельефов (иногда отд. капелл) на эти сюжеты располагаются в большинстве католич. храмов по внутр. периметру помещения (кроме алтарной части).
В католич. богослужении отсутствует единое чинопоследование К. п., который может совершаться и как индивидуальная практика благочестия. Как правило, К. п. совершается по пятницам в период Великого поста и в Страстную седмицу. По традиции в Страстную пятницу папа Римский проводит К. п. в Колизее.
В 17 в. в литургич. практике Рус. православной церкви, вероятно по аналогии с процессиями К. п. и др. католич. обрядами, посвящёнными Страстям Христовым, возникла особая разновидность богослужений – пассии (от лат. passio – страсть; первоначально были установлены в Киеве свт. Петром Могилой). Пассии совершаются в некоторых приходах и монастырях по пятницам или воскресеньям в первые 4 недели Великого поста. По форме пассия представляет собой вечерню с акафистом Страстям Христовым и чтением соответствующих отрывков из Евангелия. Пассии не указаны в Типиконе, и их совершение не является обязательным.