ЗЕ́РКАЛО
-
Рубрика: Физика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗЕ́РКАЛО оптическое, оптич. элемент, обладающий полированной поверхностью правильной формы, способной отражать свет с соблюдением равенства углов падения и отражения, и образующий оптич. изображения предметов (в т. ч. источников света). Отражающий слой З. обычно выполнен из металла (серебра, золота и др.) или диэлектрика и имеет шероховатости размером не бoльше сотых долей длины волны света. Отражающее покрытие диэлектрических З. образовано чередующимися тонкими слоями прозрачных диэлектриков. Действие диэлектрич. З. основано на явлении интерференции света, возникающей в тонких слоях (см. Оптика тонких слоёв). Вследствие этого диэлектрич. З. отражают свет в узком спектральном диапазоне.
Наиболее широко используются плоские З., однако в оптич. системах применяются выпуклые и вогнутые З. со сферич., цилиндрич. и параболоидальной отражающей поверхностью. Качество З. тем выше, чем ближе его форма к математически правильной. Плоские З. дают безаберрационные мнимые изображения. Неплоские З. обладают всеми аберрациями, кроме хроматической (см. Аберрации оптических систем).
Положение изображения, даваемого З., можно получить из законов геометрической оптики. Если отражающая поверхность обладает осью симметрии, то положение предмета и его изображения связаны с радиусом кривизны $r$ у вершины $O$ зеркала (рис.) соотношением: $1/s′ + 1/s = 2/r$, где $s$ – расстояние от вершины $O$ до точки $A$, где расположен предмет высотой $l, s′$ – расстояние до изображения высотой $l′$ в точке $A′$. Эта формула строго выполняется в случае бесконечно малых углов, образуемых световыми лучами с осью З., однако она является хорошим приближением и при конечных, но достаточно малых углах. Бесконечно малый отрезок прямой длиной $l$, перпендикулярной оси, изображается отрезком прямой $l′$, также перпендикулярным оси, причём $l′ = ls′/s$. Если предмет находится на бесконечно большом расстоянии, то $s′$ равно фокусному расстоянию З.: $s′ = f′ = r/2$. Фокальная плоскость расположена на расстоянии $r/2$ от вершины зеркала.
З. должно иметь высокий коэф. отражения. Большими коэффициентами отражения обладают металлич. поверхности: алюминиевые в УФ, видимом и ИК диапазонах, серебряные – в видимом и ИК диапазонах, золотые – в ИК области спектра. Отражение от любого металла сильно зависит от длины волны света: с её увеличением коэф. отражения возрастает для некоторых металлов до 99% и более. Коэф. отражения у диэлектриков значительно меньше, чем у металлов; напр., стекло с показателем преломления $n$ = 1,5 отражает всего 4% света. Однако, используя интерференцию света в многослойных комбинациях прозрачных диэлектриков, можно получить отражающие поверхности (в относительно узкой области спектра) с коэф. отражения более 99% не только в видимом диапазоне, но и в УФ, что невозможно с металлич. поверхностями.
З. применяются в астрономич. телескопах, монохроматорах, в оптич. резонаторах лазеров и др. приборах. В прожекторах и зеркально-линзовых оптич. системах применяют также З., представляющие собой линзы, задняя сторона которых является отражающей.
Наиболее распространённый способ изготовления З. – нанесение отражающих металлич. или диэлектрич. покрытий на полированную стеклянную поверхность катодным распылением или испарением в вакууме. В кон. 20 в. разработаны способы изготовления больших параболоидальных зеркал (для телескопов) из отд. малых зеркал, положение которых автоматически регулируется так, чтобы отражённый ими свет звезды собирался в одну точку (см. Адаптивная оптика). Это позволяет в значит. степени компенсировать искажения, создаваемые турбулентной атмосферой.
Историческая справка
Бронзовые диски, возможно, выполнявшие роль З., известны с рубежа энеолита и бронзового века (могильник Сузы I; Иран, кон. 5-го тыс. до н. э.) и в раннем бронзовом веке (напр., в майкопской культуре на Кавказе). Несомненные З., имеющие ручки, найдены в погребениях 3-го тыс. из Анатолии (Аладжа-Хююк и др.). С позднего бронзового века З. получили распространение во многих культурах Евразии (особое значение З. отмечено у этрусков, в культурах «скифо-сибирского мира», у сарматов, аланов и др.). В Китае З. известны с 12–11 вв., возможно, они заимствованы у юж.-сибирских культур, но массовое распространение получили с периода Борющихся царств (453/403–221 до н. э.). Кит. З. эпохи Зап. Хань и их имитации были предметом экспорта, достигавшего Европы и оказавшего влияние на ряд типов З. рим. времени и раннего Средневековья. В Мезоамерике были известны З. из антрацита.
Стеклянные З. на серебряной или золотой фольге известны в Рим. империи с 1 в. н. э. В 1516 в Венеции создана технология изготовления больших З. из цельного стекла. С 16 в. в Зап. Европе стала распространяться оловянная амальгама, в 17 в. появились стеклянные З., изготовленные литьём. В 1665 в Сент-Антуанском предместье Парижа основана фабрика зеркал.
Свойство З. «удваивать» реальность определяет его символич. и магич. роль в традиц. культурах. З. обычно связывается с потусторонним миром: оно используется в погребальном обряде (в т. ч. как погребальный инвентарь) и гаданиях, выступает в ритуалах, связанных со смертью (закрытие З. в доме покойника; разбитые З. в могилах и др.). З. воспринимается, с одной стороны, как опасный предмет (так, распространены запреты на контакт с З. беременных женщин, детей и др.), с другой, подобно др. металлич. и блестящим предметам, – как оберег. В мифах отражение в З. (или заменяющей его блестящей поверхности) – один из способов для героя избежать вредоносного магич. влияния (напр., борьба Персея с горгоной Медузой). З. считается одной из восьми драгоценностей созерцания в сев. буддизме, одним из трёх священных символов япон. императоров. Иллюзионистич. способность З. создавать «реальность в реальности» используется в европ. живописи с 15 в. («Портрет четы Арнольфини» Я. ван Эйка и др.). З. как средство попадания героя в «иной мир» («Зазеркалье») – один из важнейших фантастич. мотивов в европ. литературе.