Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭО́Н

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 403

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

ЭО́Н (греч. αἰών), тер­мин др.-греч. фи­ло­со­фии, «жиз­нен­ный век», «веч­ность», вре­мя в ас­пек­те жиз­нен­но­го су­ще­ст­во­ва­ния как не­кая це­ло­ст­ная са­мо­замк­ну­тая струк­ту­ра (ср. лат. aevum, рус. «век»), в от­ли­чие от «хро­но­са» как аб­ст­ракт­но­го, ко­ли­че­ст­вен­но-из­ме­ри­тель­но­го, объ­ек­тив­но­го и аморф­но­го вре­ме­ни.

Во фраг­мен­тах до­со­кра­ти­ков, осо­бен­но у Эм­пе­док­ла (В 17, В 110, В 129), Э. в це­лом со­хра­ня­ет древ­нее го­ме­ров­ское зна­че­ние «жиз­нен­но­го ве­ка», хо­тя уже име­ют­ся под­сту­пы к бу­ду­ще­му зна­че­нию «веч­но­сти», осо­бен­но в вы­ра­же­ни­ях ти­па «весь век», «от ве­ка» или «бес­ко­неч­ный Э.» (Анак­си­мандр А 10), «не­ска­зан­ный Э.» (Эм­пе­докл В 16). Ос­та­ёт­ся за­га­доч­ным фраг­мент Ге­рак­ли­та: «Эон – ди­тя иг­раю­щее, кос­ти бро­саю­щее» (В 52–93 М.), где Э. (впер­вые пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ный) мо­жет оз­на­чать и «ми­ро­вой век» (иг­ро­вой ха­рак­тер бы­тия как бес­ко­неч­но­го цик­лич. че­ре­до­ва­ния кос­мич. по­жа­ров и па­лин­ге­не­сии, т. е. «воз­ро­ж­де­ния» ми­ра), и «че­ло­ве­че­ский век» (судь­ба как иг­ра сле­по­го ро­ка).

На­чи­ная с Пла­то­на Э. ста­но­вит­ся клас­сич. тер­ми­ном для обо­зна­че­ния «веч­но­сти» в её про­ти­во­пос­тав­ле­нии «вре­ме­ни» (χρόνος). В «Ти­мее» (37d) де­ми­ург тво­рит вре­мя од­но­вре­мен­но с кос­мо­сом как «под­виж­ное ото­бра­же­ние веч­но­сти» (Э.): вре­мя те­чёт в ми­ре чув­ст­вен­но­го ста­нов­ле­ния и ха­рак­те­ри­зу­ет­ся су­ще­ст­вен­ной свя­зью с дви­же­ни­ем от про­шло­го к бу­ду­ще­му и ка­лен­дар­но-хро­но­ло­гич. чис­лом; не­под­виж­ный Э. – ква­зив­ре­мен­ной мо­дус бы­тия эй­до­сов – веч­но «пре­бы­ва­ет в од­ном»; о нём нель­зя ска­зать «был» или «бу­дет», но толь­ко «есть». Ис­точ­ник этой кон­цеп­ции Пла­то­на ви­дят, с од­ной сто­ро­ны, в по­ня­тии вне­вре­мен­но­го на­стоя­ще­го как ха­рак­те­ри­сти­ки бы­тия в «пу­ти ис­ти­ны» Пар­ме­ни­да (В 8, 5), с дру­гой (впол­не ги­по­те­ти­че­ски) – в раз­ли­че­нии «бес­ко­неч­но­го вре­ме­ни» и «про­дол­жи­тель­но­го ав­то­ном­но­го вре­ме­ни» в др.-иран. зур­ва­низ­ме.

У Ари­сто­те­ля, ос­мыс­ляв­ше­го αἰών по нар. эти­мо­ло­гии от ἀεὶ ὤν – веч­но су­щий, Э. так­же ас­со­ции­ру­ет­ся с транс­цен­ди­рую­щим про­стран­ст­во и вре­мя бла­жен­ным бо­же­ст­вом, но в зна­чит. сте­пе­ни при со­хра­не­нии ста­ро­го зна­че­ния «жиз­нен­ный век» и без рез­ко­го про­ти­во­по­став­ле­ния хро­но­су («О не­бе» 279 а 25, 27; 283 b 28; ср. «Ме­та­фи­зи­ка» 1072 b 29 о пер­во­дви­га­те­ле); по­сколь­ку этот «жиз­нен­ный век» при­над­ле­жит веч­но­му су­ще­ст­ву, по­столь­ку он бес­ко­не­чен и вы­ра­жа­ет по­ня­тие «веч­но­сти». Пло­тин, на­пи­сав­ший осо­бый трак­тат «О веч­но­сти (Эон) и вре­ме­ни», оп­ре­де­ля­ет Э. как «все­це­лую и со­во­куп­ную сущ­ность бы­тия» («Эн­неа­ды» III 7, 4, 37).

В эпо­ху эл­ли­низ­ма ги­по­ста­зи­ро­ван­ный и пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ный Э. в ка­чест­ве бо­же­ст­ва ста­но­вит­ся объ­ек­том ре­лиг. куль­та: ср. син­кре­тич. бо­же­ст­во Э.-Зур­ван в мис­те­ри­ях Мит­ры (воз­мож­но, по­вли­яв­шее на тео­го­нии ор­физ­ма), а так­же празд­ник ро­ж­де­ния мла­ден­ца-Э., от­ме­чав­ший­ся 5/6 янв. в пто­ле­ме­ев­ской Алек­сан­д­рии.

В иу­део­хри­сти­ан­ской тра­ди­ции греч. Э. (евр. oläm) при­об­ре­та­ет но­вое зна­чение – «мир», но «мир» не в про­стран­ст­вен­но-гео­мет­рич. ас­пек­те (кос­мос), а в ис­то­ри­че­ском и вре­мен­но́м (про­ти­во­пос­тав­ле­ние «ве­ка се­го» – «ве­ку гря­ду­ще­му» в Но­вом За­ве­те). В гер­ме­тиз­ме Э. вы­сту­па­ет как «вто­рой бог» в ря­ду выс­ших су­ществ, эма­ни­рую­щий из пра­бо­же­ст­ва; кон­цеп­ция выс­ше­го транс­цен­дент­но­го бо­га как «ца­ря ве­ков (эо­нов)» (1 Тим. 1:17) при­во­дит к ха­рак­тер­ной для гно­сти­циз­ма идее ие­рар­хич. мно­же­ст­ва эо­нов как по­сред­ни­ков ме­ж­ду не­по­сти­жи­мым и без­на­чаль­ным вер­хов­ным бо­гом и ма­те­ри­аль­ным ми­ром (365 Э.-не­бо­сво­дов у Ва­си­ли­да, 30 Э. у Ва­лен­ти­на и т. п.).

Лит.: Degani E. Aion da Omero ad Aristotele. Padova, 1961; Löwe R. Kosmos und Aion. Münster, 1983.

Вернуться к началу