ЭО́Н
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭО́Н (греч. αἰών), термин др.-греч. философии, «жизненный век», «вечность», время в аспекте жизненного существования как некая целостная самозамкнутая структура (ср. лат. aevum, рус. «век»), в отличие от «хроноса» как абстрактного, количественно-измерительного, объективного и аморфного времени.
Во фрагментах досократиков, особенно у Эмпедокла (В 17, В 110, В 129), Э. в целом сохраняет древнее гомеровское значение «жизненного века», хотя уже имеются подступы к будущему значению «вечности», особенно в выражениях типа «весь век», «от века» или «бесконечный Э.» (Анаксимандр А 10), «несказанный Э.» (Эмпедокл В 16). Остаётся загадочным фрагмент Гераклита: «Эон – дитя играющее, кости бросающее» (В 52–93 М.), где Э. (впервые персонифицированный) может означать и «мировой век» (игровой характер бытия как бесконечного циклич. чередования космич. пожаров и палингенесии, т. е. «возрождения» мира), и «человеческий век» (судьба как игра слепого рока).
Начиная с Платона Э. становится классич. термином для обозначения «вечности» в её противопоставлении «времени» (χρόνος). В «Тимее» (37d) демиург творит время одновременно с космосом как «подвижное отображение вечности» (Э.): время течёт в мире чувственного становления и характеризуется существенной связью с движением от прошлого к будущему и календарно-хронологич. числом; неподвижный Э. – квазивременной модус бытия эйдосов – вечно «пребывает в одном»; о нём нельзя сказать «был» или «будет», но только «есть». Источник этой концепции Платона видят, с одной стороны, в понятии вневременного настоящего как характеристики бытия в «пути истины» Парменида (В 8, 5), с другой (вполне гипотетически) – в различении «бесконечного времени» и «продолжительного автономного времени» в др.-иран. зурванизме.
У Аристотеля, осмыслявшего αἰών по нар. этимологии от ἀεὶ ὤν – вечно сущий, Э. также ассоциируется с трансцендирующим пространство и время блаженным божеством, но в значит. степени при сохранении старого значения «жизненный век» и без резкого противопоставления хроносу («О небе» 279 а 25, 27; 283 b 28; ср. «Метафизика» 1072 b 29 о перводвигателе); поскольку этот «жизненный век» принадлежит вечному существу, постольку он бесконечен и выражает понятие «вечности». Плотин, написавший особый трактат «О вечности (Эон) и времени», определяет Э. как «всецелую и совокупную сущность бытия» («Эннеады» III 7, 4, 37).
В эпоху эллинизма гипостазированный и персонифицированный Э. в качестве божества становится объектом религ. культа: ср. синкретич. божество Э.-Зурван в мистериях Митры (возможно, повлиявшее на теогонии орфизма), а также праздник рождения младенца-Э., отмечавшийся 5/6 янв. в птолемеевской Александрии.
В иудеохристианской традиции греч. Э. (евр. oläm) приобретает новое значение – «мир», но «мир» не в пространственно-геометрич. аспекте (космос), а в историческом и временно́м (противопоставление «века сего» – «веку грядущему» в Новом Завете). В герметизме Э. выступает как «второй бог» в ряду высших существ, эманирующий из прабожества; концепция высшего трансцендентного бога как «царя веков (эонов)» (1 Тим. 1:17) приводит к характерной для гностицизма идее иерархич. множества эонов как посредников между непостижимым и безначальным верховным богом и материальным миром (365 Э.-небосводов у Василида, 30 Э. у Валентина и т. п.).