ЭЛЛЮ́ЛЬ ЖАК
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭЛЛЮ́ЛЬ (Ellul) Жак (6.1.1912, Бордо – 19.5.1994, Песак, деп-т Жиронда), франц. философ, социолог и протестантский богослов. Учился в ун-тах Бордо и Парижа. Во время 2-й мировой войны активный участник Движения Сопротивления. В 1944–80 проф. Ун-та Бордо. Испытал влияние идей К. Маркса, С. Кьеркегора, К. Барта.
Одно из центр. мест в творчестве Э. занимает критич. анализ роли техники и государства в совр. обществах. Э. констатирует повсеместную рационализацию как осн. тенденцию социальной жизни последних столетий, проводником которой выступает на новейшем этапе бюрократизированное государство (независимо от типа политич. режима и идеологич. установок). Техника, понимаемая как совокупность средств и методов рационального преобразования природной и социальной среды, базирующихся на принципах «эффективности», превращается в самоцель, а человек – в объект регламентации и контроля. «Раннебуржуазные» ценности прав и свобод личности, её независимости и самостоятельности если и воспроизводятся в обществах позднего модерна, то лишь на уровне «внешней» риторики. Государство со времён «демократических» революций Нового времени (и прежде всего Французской революции 18 в.) претендовало на статус воплощения «разума и свободы», но «разум» и «свобода» впоследствии оказались фактически противопоставленными друг другу. Эмансипаторский пафос мн. позднейших революций, в т. ч. «социалистических», вдохновляемых борьбой за освобождение человека, оборачивался лишь ещё бо́льшим его порабощением. Экономич. отчуждение, типичное для периода становления капитализма, дополняется всеобщим политико-технологич. и организационным отчуждением: индивиды становятся «живым материалом» для тотального администрирования, манипуляций и калькуляций. Реальная власть в совр. условиях находится не столько в руках политиков, конкретных людей с их достоинствами и недостатками, сколько в руках технобюрократич. аппарата, «управленческой машины». По мнению Э., объективный характер этих негативных явлений обусловлен, в частности, процессами специализации, укрупнения и усложнения структур социальной организации в обществах 20 в.
Концепция «христианского анархизма» Э. складывалась в русле идей диалектической теологии с характерным для неё противопоставлением «веры» как свободного акта встречи с Богом и «религии» как социальной институции, приспосабливавшей живое «слово Божье» к мирским установлениям, интересам государства и т. п. («союз трона и алтаря», историч. христианство как «предательство» Христа).