Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ША́О ЮН

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 692-693

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

ША́О ЮН (Шао Яо­фу) [про­зви­ща: Шао-цзы (Муд­рец Шао), Бай­юань-сянь­шэн (На­став­ник из Бай­юа­ня), Ичу­ань-вэн (Ичу­ань­ский ста­рец) и др.] (21.1.1012, пос. Шан­гань­чжу­ан у. Линь­сянь, ны­не г. Линь­чжоу пров. Хэ­нань – 27.7.1077, Ло­ян), кит. фи­ло­соф, учё­ный, по­эт. По­лу­чил до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние, ис­пы­тал влия­ние от­ца – зна­то­ка ка­но­нов кон­фу­ци­ан­ст­ва и ма­те­ри-буд­ди­ст­ки. С 1026 в Гун­чэ­не (ны­не у. Хуэй­сянь пров. Хэ­нань), где учил­ся у спе­циа­ли­ста по «И цзин» Ли Чжи­цая (980/1001–1045). В 1049 пе­ре­ехал в Ло­ян. Кри­ти­ко­вал ре­фор­мы Ван Ань­ши, дру­жил с его оп­по­нен­том Сы­ма Гуа­ном (1019–86) и ос­но­во­по­лож­ни­ка­ми нео­кон­фу­ци­ан­ст­ва – Чжоу Ду­ньи, Чжан Цза­ем, Чэн Хао и Чэн И (вме­сте с ни­ми при­чис­лен к «пя­ти муд­ре­цам [эпо­хи] Се­вер­ной Сун»). С 1062 жил в буд­дий­ском мон. Тяньгунсы, при­нял про­зви­ще Ань­лэ-сянь­шэн (На­став­ник Уми­ро­тво­ряю­щей ра­до­сти). Ав­то­био­гра­фич. све­де­ния со­дер­жат­ся в фи­лос. эс­се «У-мин-гун чжу­ань» («Пре­да­ние о гос­по­ди­не Бе­зы­мян­ном»); пер­вая био­гра­фия на­пи­са­на Фань Цзыю­ем (1041–98).

Осн. со­чи­не­ние – «Ху­ан-цзи цзин-ши» («Цар­ст­вен­ный пре­дел ка­но­ни­че­ско­го упо­ря­до­че­ния ми­ра», ок. 1050; вклю­чён в со­б­ра­ние ка­но­нов дао­сиз­ма «Дао цзан») и «Ичу­ань цзи-жан цзи» («Со­бра­ние [сти­хов, по­доб­ных] иг­ре в го­род­ки в Ичуа­ни»; со­сто­ит из бо­лее 3000 сти­хо­тво­ре­ний). Ис­тол­ко­вы­вая «И цзин» как об­ще­ме­то­до­ло­гич. «уче­ние о сим­во­лах и чис­лах» (сян шу чжи сюэ, см. Ну­ме­ро­ло­гия), Ш. Юн ут­вер­ждал пер­вич­ность чи­сел, «ро­ж­даю­щих сим­во­лы». От­сю­да он вы­во­дил но­вую ман­ти­ку, что на­шло от­ра­же­ние в при­пи­сы­вае­мом ему трак­та­те «Мэй-хуа И-шу» («Чис­ла "[Ка­но­на] пе­ре­мен", [ус­мот­рен­ные в] цве­тах сли­вы»), где три- и гек­са­грам­мы со­от­не­се­ны с пя­тью эле­мен­та­ми (у син, см. Эле­мен­ты) и пред­став­ле­на ас­т­ро­ло­гич. тех­ни­ка лю-жэнь (шесть [би­нар­ных со­че­та­ний 60-рич­но­го цик­ла со зна­ком] «жэнь»). Ис­ход­ным рас­по­ло­же­ни­ем три- и гек­са­грамм Ш. Юн счи­тал «пре­ж­де­не­бес­ное», со­от­но­си­мое с по­ряд­ком Фу-си и близ­кое к дво­ич­ной ариф­ме­ти­ке.

Цен­траль­ным в сис­те­ме ка­те­го­рий Ш.Юна яв­ля­ет­ся Ве­ли­кий пре­дел (тай цзи), со­став­ляю­щий, как и Ве­ли­кая тай­на с Ве­ли­ким еди­ным, од­ну из ипо­ста­сей «са­мо­воз­вра­щаю­ще­го­ся» Пу­ти-дао. Он им­ма­нент­но при­сущ серд­цу/соз­на­нию (синь), что обу­слов­ли­ва­ет пре­вос­хо­дя­щее чув­ст­ва и мыс­ли «про­зре­ние ве­щей» че­рез ис­крен­нее/под­лин­ное (чэн) по­сти­же­ние их прин­ци­пов-ли, об­раз­цо­вое у свя­то­муд­ро­го (шэн), ко­то­рый спо­со­бен «от­ре­шить­ся и от поль­зы/вы­го­ды, и от дол­га/спра­вед­ли­во­сти (и)». Кос­мо­ло­го-кос­мо­го­нич. пе­ре­ход от бес­те­лес­но­го со­стоя­ния «пре­ж­де­не­бес­но­го» и «над­фор­мен­но­го» к те­лес­но­му «по­сле­не­бес­но­му» и «под­фор­мен­но­му», со­от­но­си­мо­му с по­ряд­ком три- и гек­са­грамм Вэнь-ва­на, есть «бес­пре­дель­ное» (у цзи), или «пре­дел на­ли­чия/бы­тия и от­сут­ст­вия/не­бытия (ю у)». Ин­до-буд­дий­скую идею кальп Ш.Юн раз­вил в тео­рию кос­мич. цик­лов, наи­боль­ший из ко­то­рых длит­ся 129600 лет и кор­ре­ли­ру­ет с го­до­вым цик­лом. Ис­то­рия под­чи­ня­ет­ся про­из­вод­ной от инь и ян уни­вер­саль­ной чет­ве­рич­но­сти ми­ро­зда­ния, про­хо­дя пе­рио­ды нис­хо­дя­щих прав­ле­ний: трёх ав­гу­стей­ших вла­дык (ху­ан), пя­ти им­пе­ра­то­ров/пер­во­пред­ков (ди), трёх ца­рей (ван) и пя­ти ге­ге­мо­нов (ба), со­от­вет­ст­вен­но сле­дую­щих не­дея­нию (у вэй), до­б­ру (шань), дол­гу/спра­вед­ли­во­сти и ра­зум­но­сти. Фи­лос. по­строе­ния Ш.Юна по­влия­ли на оба гл. на­прав­ле­ния не­окон­фу­ци­ан­ст­ва – уче­ние о прин­ци­пе (ли-сюэ, см. Чжу Си) и уче­ние о серд­це (синь-сюэ, см. Ван Ян­мин), на­уч­ные – на ме­ди­ци­ну и язы­ко­зна­ние (в его фо­но­ло­гии от­ра­же­но жи­вое про­из­но­ше­ние «око­ло­пе­кин­ско­го» диа­лек­та 11 в.).

Соч.: [В кни­гах:] Chan Wing-tsit. A source book in Chinese philosophy. Princeton; L., 1963; Да­ос­ская ал­хи­мия бес­смер­тия / Пер. Б. Б. Ви­ног­род­ско­го. М., 2003.

Лит.: Birdwhistell A. D. Transition to Neo-Con­fucianism: Shao Yung on knowledge and sym­bols of reality. Stanford, 1989; Wyatt D. J. The recluse of Loyang: Shao Yung and the moral evolution of early Sung thought. Hono­lulu, 1996.

Вернуться к началу