ША́О ЮН
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ША́О ЮН (Шао Яофу) [прозвища: Шао-цзы (Мудрец Шао), Байюань-сяньшэн (Наставник из Байюаня), Ичуань-вэн (Ичуаньский старец) и др.] (21.1.1012, пос. Шанганьчжуан у. Линьсянь, ныне г. Линьчжоу пров. Хэнань – 27.7.1077, Лоян), кит. философ, учёный, поэт. Получил домашнее образование, испытал влияние отца – знатока канонов конфуцианства и матери-буддистки. С 1026 в Гунчэне (ныне у. Хуэйсянь пров. Хэнань), где учился у специалиста по «И цзин» Ли Чжицая (980/1001–1045). В 1049 переехал в Лоян. Критиковал реформы Ван Аньши, дружил с его оппонентом Сыма Гуаном (1019–86) и основоположниками неоконфуцианства – Чжоу Дуньи, Чжан Цзаем, Чэн Хао и Чэн И (вместе с ними причислен к «пяти мудрецам [эпохи] Северной Сун»). С 1062 жил в буддийском мон. Тяньгунсы, принял прозвище Аньлэ-сяньшэн (Наставник Умиротворяющей радости). Автобиографич. сведения содержатся в филос. эссе «У-мин-гун чжуань» («Предание о господине Безымянном»); первая биография написана Фань Цзыюем (1041–98).
Осн. сочинение – «Хуан-цзи цзин-ши» («Царственный предел канонического упорядочения мира», ок. 1050; включён в собрание канонов даосизма «Дао цзан») и «Ичуань цзи-жан цзи» («Собрание [стихов, подобных] игре в городки в Ичуани»; состоит из более 3000 стихотворений). Истолковывая «И цзин» как общеметодологич. «учение о символах и числах» (сян шу чжи сюэ, см. Нумерология), Ш. Юн утверждал первичность чисел, «рождающих символы». Отсюда он выводил новую мантику, что нашло отражение в приписываемом ему трактате «Мэй-хуа И-шу» («Числа "[Канона] перемен", [усмотренные в] цветах сливы»), где три- и гексаграммы соотнесены с пятью элементами (у син, см. Элементы) и представлена астрологич. техника лю-жэнь (шесть [бинарных сочетаний 60-ричного цикла со знаком] «жэнь»). Исходным расположением три- и гексаграмм Ш. Юн считал «прежденебесное», соотносимое с порядком Фу-си и близкое к двоичной арифметике.
Центральным в системе категорий Ш.Юна является Великий предел (тай цзи), составляющий, как и Великая тайна с Великим единым, одну из ипостасей «самовозвращающегося» Пути-дао. Он имманентно присущ сердцу/сознанию (синь), что обусловливает превосходящее чувства и мысли «прозрение вещей» через искреннее/подлинное (чэн) постижение их принципов-ли, образцовое у святомудрого (шэн), который способен «отрешиться и от пользы/выгоды, и от долга/справедливости (и)». Космолого-космогонич. переход от бестелесного состояния «прежденебесного» и «надформенного» к телесному «посленебесному» и «подформенному», соотносимому с порядком три- и гексаграмм Вэнь-вана, есть «беспредельное» (у цзи), или «предел наличия/бытия и отсутствия/небытия (ю у)». Индо-буддийскую идею кальп Ш.Юн развил в теорию космич. циклов, наибольший из которых длится 129600 лет и коррелирует с годовым циклом. История подчиняется производной от инь и ян универсальной четверичности мироздания, проходя периоды нисходящих правлений: трёх августейших владык (хуан), пяти императоров/первопредков (ди), трёх царей (ван) и пяти гегемонов (ба), соответственно следующих недеянию (у вэй), добру (шань), долгу/справедливости и разумности. Филос. построения Ш.Юна повлияли на оба гл. направления неоконфуцианства – учение о принципе (ли-сюэ, см. Чжу Си) и учение о сердце (синь-сюэ, см. Ван Янмин), научные – на медицину и языкознание (в его фонологии отражено живое произношение «околопекинского» диалекта 11 в.).