Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦЗО́У ЯНЬ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 323

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

ЦЗО́У ЯНЬ, Цзоу-цзы (про­зви­ще Тань-тянь Янь – «Янь, об­су­ж­даю­щий Не­бо») (цар­ст­во Ци, 350/305–270/240 до н. э.), кит. фи­ло­соф и учё­ный, пред­ста­ви­тель шко­лы инь­ян цзя, уче­ния о пя­ти эле­мен­тах (у син) и Цзи­ся ака­де­мии.

Крат­кое опи­са­ние его жиз­ни и со­чи­не­ний со­дер­жит­ся в «Ши цзи» Сы­ма Ця­ня (гл. 74). Фраг­мен­ты ут­ра­чен­ных со­чи­не­ний Ц. Я. от­ра­же­ны в «Люй-ши чунь цю» (XIII, 1), «Ху­ай­нань-цзы» (гл. 3–4), «Янь те лунь» (гл. 53) Ху­ань Куа­ня, «Хань шу» (гла­вы 27, 30) Бань Гу, «Лунь хэн» (XI, 1) Ван Чу­на и со­бра­ны Ма Го­ха­нем (1794–1857). Ц. Я. поль­зо­вал­ся боль­шим ав­то­ри­те­том у со­вре­мен­ни­ков и пра­ви­те­лей царств. Счи­та­ет­ся, что Ц. Я. со­еди­нил тео­рии кос­мич. сил инь и ян и пя­ти эле­мен­тов как «пя­ти бла­го­да­тей» (у дэ), т. е. цик­лич. фаз кос­мо­ге­не­за, воз­ни­каю­щих вслед за «раз­де­ле­ни­ем не­ба и зем­ли», обу­слов­ли­ваю­щих сме­ну ми­ро­вых эпох, рас­цвет и упа­док пра­вя­щих ди­на­стий и об­ще­ст­ва в це­лом. Эти идеи за­тем раз­ви­ли Дун Чжун­шу, пред­ста­ви­те­ли ок­куль­тиз­ма, ман­ти­ки (см. «И цзин»), ну­ме­ро­ло­гии, ал­хи­мии эпо­хи Хань и ср.-век. ис­то­риосо­фии. Опи­ра­ясь на пред­став­ле­ние Мэн-цзы о Ки­тае (Сре­дин­ных го­су­дар­ст­вах) как 9-кле­точ­ном квад­ра­те со сто­ро­ной 9000 ли (ок. 4400 км) и, ви­ди­мо, не­из­вест­ные дан­ные, Ц. Я. впер­вые в Ки­тае объ­я­вил его не цен­тром ми­ра, а на­хо­дя­щей­ся на юго-вос­то­ке 1/9 ча­стью од­но­го из 9 раз­де­лён­ных мо­ря­ми ма­те­ри­ков и 1/81 всей Под­не­бес­ной, ок­ру­жён­ной океа­ном и яв­ляю­щей­ся квад­ра­том со сто­ро­ной 27000 ли, что близ­ко ре­аль­но­му диа­мет­ру Зем­ли.

Лит.: Древ­не­ки­тай­ская фи­ло­со­фия: Эпо­ха Хань. М., 1990; Ки­тай­ская гео­ман­тия / Сост. М. Е. Ер­ма­ков. СПб., 1998; Ру­бин В. А. Лич­ность и власть в Древ­нем Ки­тае. М., 1999.

Вернуться к началу