СОЗЕРЦА́НИЕ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОЗЕРЦА́НИЕ, понятие, обозначавшее в различных филос. учениях как чувственное наблюдение, так и непосредственное восприятие сверхчувственных предметов (умозрение, интеллектуальная интуиция). Согласно преданию, Пифагор различал три типа жизни: чувственный (стремление к удовольствиям), деятельный (стремление к успеху) и созерцательный (стремление к мудрости); именно последний, высший тип присущ философу. В дальнейшем учение о С. как высшем виде познания было разработано в школах Платона и Аристотеля и в неоплатонизме. С. трактовалось как способность разума к прямому, без опоры на чувственность и дискурсивное мышление, постижению сверхчувственных идей и сущностей. Эта способность также связывалась с понятием «теории» (др.-греч. θεωρία – смотрение, наблюдение), а позднее – с интеллектуальной интуицией и со спекулятивным познанием (лат. speculatio – наблюдение, созерцание). Представители новоевропейского рационализма Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц различали знание, обосновываемое доказательствами и фактами, и знание, истинность которого непосредственно усматривается разумом. Способность к умозрению мыслилась аналогичной способности глаза видеть свет, получаемому в результате знанию приписывались такие характеристики, как ясность, самоочевидность, непосредственная достоверность, невозможность сомнения, априорность, возможность служить основанием для всего остального знания. Решающий шаг в пересмотре такой трактовки связан с И. Кантом, считавшим, что человек в силу своей природы способен лишь к чувственному С., которое оформляется категориями пространства и времени и в познании всегда соединяется с работой рассудка: «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы» («Критика чистого разума», B 75). Умозрение, интеллектуальное созерцание может быть присуще божественному уму, но недоступно для человека, иначе он мог бы непосредственно познавать ноумены, вещи сами по себе. В дальнейшем возможность интеллектуального С. обосновывалась в филос. концепциях И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, в феноменологии Э. Гуссерля, в русском интуитивизме (Н. О. Лосский, С. Л. Франк) и др. Доминирование в философии 20 в. направлений, нацеленных на критику метафизики как спекулятивного знания о сущем, на развитие деятельностных и конструктивистских концепций познания, привело к тому, что понятие «С.» и весь производный от него круг концептов (умозрение, спекулятивное знание, интеллектуальная интуиция) стали рассматриваться как имеющие лишь историко-филос. интерес. См. также ст. Интуиция и лит-ру при ней.