ПО́ЛАНИ ПОЛАНЬИ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПО́ЛАНИ, Поланьи, Поляни (Polanyi) Майкл (11.3.1891, Будапешт – 22.2.1976, Оксфорд, по др. данным, Нортгемптон), венг.-брит. физикохимик и философ, один из основоположников постпозитивизма; чл. Лондонского королевского об-ва (1944), ин. поч. чл. Амер. академии искусств и наук (1962). Отец Джона Полани, брат К. Поланьи. Окончил мед. отделение Будапештского ун-та (1913), факультативно изучал химию в Высшей технич. школе в Карлсруэ. В 1914–1915 служил врачом в австро-венг. армии. В 1919 в Будапештском ун-те получил степень д-ра философии по химии и в 1920 переехал в Германию. В 1920–1923 работал в Ин-те химии волокон, в 1923–33 – в Ин-те физич. химии и электрохимии кайзера Вильгельма (Берлин), одновременно преподавал в Высшей технич. школе в Шарлоттенбурге (с 1926 проф.). В 1930-е гг. посещал СССР, общался с А. Ф. Иоффе, А. Н. Фрумкиным, Н. Н. Семёновым; во время встречи с Н. И. Бухариным критиковал сов. практику централизованного управления науч. исследованиями. После прихода к власти нацистов эмигрировал в Великобританию (1933). Совм. с Дж. Бейкером организовал Об-во за свободу науки (1940). Проф. физич. химии (1933–48), социальных наук (1948–59) в Манчестерском ун-те, в 1959–61 проф. социальных наук в Оксфордском ун-те. В 1960-х гг. читал лекции в разл. ун-тах США.
Осн. науч. работы в области химич. кинетики и кристаллохимии. Предложил (1914) потенциальную теорию адсорбции. Разработал новые методы рентгеноструктурного анализа для изучения волокнистых материалов и металлов, установил (1921) размер элементарной ячейки целлюлозы. Предложил (1932) концепцию дислокаций для объяснения пластичности кристаллов. Один из создателей (1935) теории абсолютных скоростей реакций (см. Активированного комплекса теория).
С сер. 1940-х гг. выступил с критикой науч. программы позитивизма. В наиболее известной работе «Личностное знание. На пути к посткритической философии» («Personal knowledge: towards a post-critical philosophy», 1958; сокр. рус. пер. 1985) выступил против теории «объективного знания» К. Поппера, противопоставив его «эпистемологии без познающего субъекта» свою концепцию личностного (неявного) знания. В отличие от явного (центрального, «фокального») знания, безличностного и передающегося через стандартные и воспроизводимые каналы информации, неявное (периферическое) знание не допускает полной вербализации и логич. экспликации и передаётся через личные контакты как непосредственное («из рук в руки») обучение практич. навыкам, мастерству, искусству экспериментирования и т. п. Неявное знание, носящее личностный характер и зависящее от убеждений, эмоций, пристрастий и предпочтений учёных, образует предпосылку их н.-и. деятельности: согласно П., мы всегда знаем «больше, чем способны выразить» («Неявное измерение» – «The Tacit Dimension», L., 1966. P. 4), но именно этот неартикулируемый «избыток» знания является основой продуктивного развития науки.
П. был одним из основателей историч. направления в философии науки (оказал влияние на Т. Куна, П. Фейерабенда и др.), а также социологии науки, ввёл термин «научное сообщество».