ОККАМИ́ЗМ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОККАМИ́ЗМ, направление в схоластике 14–15 вв., сформировавшееся гл. обр. под влиянием методологии и философии У. Оккама. Др. назв. О. – «новый путь» (via moderna) – подчёркивает его противоположность «старому пути» (via antiqua) высокой схоластики 13 в. Для О. характерно критич. отношение к синтезу аристотелизма и христианского богословия – ключевому элементу схоластич. мысли предшествующего периода, и в этом отношении он явился продолжением и развитием более ранней критич. традиции, представленной творчеством старших современников Оккама, таких как Дуранд из Сен-Пурсена (ок. 1275–1334), Пётр Ауреоли (ок. 1280–1322) и др. Общим для большинства оккамистов были эмпиризм в теории познания, номинализм в онтологии (подразумевавший также критику традиц. метафизики) и скептич. отношение к применению рациональных методов в богословии (вплоть до полного их отрицания).
Как широкое интеллектуальное движение О. возник в 1320–30-е гг. в Оксфордском ун-те, где некоторое время преподавал сам Оккам. Его ученик Адам Вудхем (ок. 1295–1358) после отъезда Оккама в Авиньон (1324) стал гл. пропагандистом «нового пути» в Оксфорде. Др. влиятельный оккамист Роберт Холкотт (ум. 1349), воспитанный в традиции томизма и прибывший в Оксфорд, видимо, уже после 1324, иногда расходился с Оккамом [напр., в попытке сохранить аристотелианскую концепцию подобий (species) как средства познания, хотя и интерпретировал её в духе О.]. Известное влияние О. испытал и такой представитель оксфордской школы, как Ф. Брадвардин, который не принимал, однако, учения Оккама полностью, а в отдельных его положениях видел даже скрытое пелагианство.
В кон. 1330-х гг. сложилась парижская школа О. В числе первых её представителей были Жан из Миркура (ок. 1310 – после 1347), находившийся под сильным влиянием Холкотта, и Николай из Отрекура, который, доведя скептич. тенденции О. до логич. завершения, обратил их против самого Оккама. Ж. Буридан использовал методологию О. в физике, критически пересмотрев натурфилософию Аристотеля; его деятельность в этом направлении продолжили Николай Орем, Альберт Саксонский (ок. 1316–1390) и Марсилий Ингенский (1330/40–1396).
Появление оккамистов в стенах Парижского ун-та вызвало беспокойство церковных властей, отд. положения учения Оккама были официально осуждены уже в 1339, а в 1347 были запрещены и публично сожжены работы Николая из Отрекура. Однако, несмотря на запреты и осуждения, с кон. 14 в. О. стал одним из наиболее влиятельных интеллектуальных движений Европы вплоть до 16 в., получив признание в университетской среде Кёльна, Вены, Гейдельберга, Праги и др. Последним известным оккамистом был, вероятно, Габриэль Биль (ок. 1425–95).