ЛЕВИ́ЦКИЙ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕВИ́ЦКИЙ Сергей Александрович [15(28).3.1908, Либава, ныне Лиепая – 24.9.1983, Вашингтон], рус. философ, публицист и литературовед. Родился в семье морского офицера. Изучал философию в Карловом ун-те в Праге (докторская степень – 1941) под рук. Н. О. Лосского, восприняв его концепцию персонализма. В годы 2-й мировой войны вступил в ряды Народно-трудового союза (НТС). После войны в числе перемещённых лиц оказался в Германии, где в 1947 вышел его труд «Основы органического мировоззрения» – введение в философию «солидаризма», лежащего в основе политич. программы НТС. В 1950 с семьёй переселился в США. В 1966–1974 преподавал рус. литературу и философию в Ун-те Джорджтауна.
В 1958 в Германии вышла его кн. «Трагедия свободы», в которой Л., по словам Н. О. Лосского, выступил как «достойный преемник» филос. направления, идущего от В. С. Соловьёва. Анализ свободы и необходимости, солидарности и борьбы занимает центр. место в концепции Л., восходящей в своих истоках к философии Соловьёва, воспринятой в интерпретации С. Н. Трубецкого, Е. Н. Трубецкого и С. Л. Франка, а также к идеям А. С. Хомякова и И. В. Киреевского, к мировосприятию земских деятелей и «почвенников» кон. 19 – нач. 20 вв. и др.
Утверждая солидарность в качестве первичного фактора развития, Л. критиковал характерную для марксизма абсолютизацию фактов противоречия и борьбы в обществ. жизни: «борьба возможна на основе солидарности, но не наоборот», ибо «предполагает включённость обеих борющихся сторон в некое объединяющее их единство». Социальная жизнь может быть понята лишь из неё самой, т. е. из социальных актов и их проводников. Взаимодействие личностей и социальных групп, составляющее осн. черту обществ. бытия, определяется многообразными факторами са́мого разл. порядка, и всякая попытка вывести социальную жизнь из к.-л. одного фактора приводит к односторонности, к упрощающей метафизике монизма.
Усматривая в свободе «шанс и риск творческого пути человечества», Л. подробно исследовал её осн. составляющие: свободу действия, свободу выбора, свободу хотения. Свобода, по Л., неотъемлемый атрибут как человеческой личности, так и бытия вообще, которое, однако, свободно лишь поскольку оно «может быть иным», т. е. «свобода предшествует бытию» (Соч. М., 1995. Т. 1. С. 133) в силу того, что возможность как неотъемлемый элемент свободы присуща как бытию, так и небытию.
Большое место в наследии Л. занимает анализ творчества рус. писателей, прежде всего Ф. М. Достоевского, в котором Л. усматривал «залог оправдания и возрождения русской культуры» (Соч. М., 1996. Т. 2. С. 136), а также Андрея Белого, Б. Л. Пастернака и др.