ДОЛГ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДОЛГ, одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, выступающую в качестве субъективного принципа поведения. Д. выражает императивную форму морали. Сами действия, поскольку они мотивированы Д., именуются обязанностями; понятие «обязанность» говорит о том, что́ (какое конкретное действие) совершается, а понятие Д. – о том, почему оно совершается. Служить отечеству, выполнять обещания, заботиться о детях есть обязанности, делать это по моральным основаниям есть Д., когда действие совершается не из-за внешних по отношению к нему соображений (по приказу, ради выгоды, из-за склонности и т. д.), а на том основании, что оно само в себе содержит нравственную ценность.
Рус. слово «Д.» имеет ещё второе значение (то, что взято взаймы и необходимо вернуть). Долговые обязательства стали прообразом обязательств, исполнение которых является безусловным. Речь идёт о такой безусловности, которая не может быть надёжно гарантирована внешним образом. Для этого требуется ещё внутр. принуждение, налагающее обязанность в отношении самой обязанности, что и составляет смысл морального долга.
Начало теоретич. осмысления Д. восходит к стоицизму, к предложенному Зеноном из Кития выделению в человеческом поведении двух аспектов: собственного нравственного и «надлежащего» (сообразного природе). Надлежащие поступки, целесообразные с точки зрения сохранения и воспроизводства жизни, этически нейтральны, относятся к сфере «безразличного» (адиафора); нравственно-должными они становятся лишь при определённом внутреннем («разумном») отношении к ним, т. е. когда они совершаются по требованию нравственного закона, а не из инстинкта самосохранения. Аналогично проводимое Цицероном в кн. «Об обязанностях» («De officiis») разделение обязанностей на «совершенные» (officia perfecta), реализуемые только мудрецами, и «обыкновенные», или «средние» (officia media), проистекающие из многообразных аспектов человеческой жизни и касающиеся всех людей. Учение Цицерона о Д. было воспринято Амвросием Медиоланским, давшим его христианизированное переложение в соч. «Об обязанностях священнослужителей» («De officiis ministrorum»). В Новое время понятие Д. осмыслялось в рамках концепции естественного права и общественного договора. По Т. Гоббсу, обществ. жизнь невозможна, если человек произвольно разрушает то, что раньше добровольно сделал. «Контрактная идея» Д., согласно которой сама процедура соглашения налагает на человека обязательство по отношению к обязательствам соглашения, намеченная в общих чертах в контексте социально-договорной теории общества и государства, стала основой самостоят. теории во 2-й пол. 20 в. в рамках т. н. дискурсивной этики (К. О. Апель, Ю. Хабермас).
Наиболее развитая теория Д. была предложена И. Кантом, видевшим в Д. единственное субъективное основание, благодаря которому нравственный закон, выступающий в форме категорического императива, безусловного принуждения к поступку, приобретает действенность. Д. предстаёт только в соотнесённости со склонностями и в противостоянии им. Д. не отменяет прочие максимы, которые можно интерпретировать как максимы себялюбия, он только взвешивает их с точки зрения соответствия критерию общезначимости и в случае положительного результата выступает их нравственной санкцией, являющейся дополнением и усилением этих максим. Процедура такого взвешивания сводится к мысленному эксперименту, в ходе которого человек как разумное существо должен ответить на вопрос, совершил бы он соответствующий поступок также и в том случае, если бы у него не было никакой выгоды совершить его или если бы он противоречил его склонностям. Нравственным, по Канту, можно признать только такой поступок, который не просто сообразен Д., а совершается ради Д. Этич. ригоризм Канта, смягчённый в неокантианстве, был подвергнут критике почти во всех последующих оригинальных этич. системах.
Современная «постклассическая» философия в этич. аспекте в целом характеризуется антинормативизмом, что проявляется, в частности, в критике императивной формы морали и смещении Д. на периферию моральной жизни.