Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САНКТ-ПЕТЕРБУ́РГСКАЯ АКАДЕМИ́ЧЕСКАЯ КАПЕ́ЛЛА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. Ю. Трубинов

САНКТ-ПЕТЕРБУ́РГСКАЯ АКАДЕМИ́ЧЕСКАЯ КАПЕ́ЛЛА (официальное название Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга), старейшая в России концертная организация. Включает хор и симфонический оркестр. Основана в 15 в. в Москве как хор Государевых певчих дьяков, предназначенный для придворной церковной службы и празднеств, а также для сопровождения государя в путешествиях и военных походах. Первое известное выступление хора состоялось 12.8.1479 на освящении Успенского собора Московского Кремля. Певчие дьяки сопровождали Петра I в Азовских походах 1695–1696, в 1717 г. выезжали с ним в Польшу, Голландию, Германию, Францию (первое выступление русского хора перед зарубежной аудиторией). В 1703 г. хор переведён в Санкт-Петербург, к 1763 г. за ним закрепилось наименование Придворная певческая капелла. В сер. 18 в. певчие участвовали в постановках итальянских и первых русских опер, в 1-й пол. 19 в. – во всех концертах Санкт-Петербургского филармонического общества (в т. ч. пели на премьере «Торжественной мессы» Л. ван Бетховена, 1824). В кон. 19 в. исполнительская деятельность капеллы ограничивалась церковным пением и редкими (до 5 в год) выступлениями в светских концертах, в т. ч. в ежегодном благотворительном («инвалидном») концерте 19 марта. С 1810 г. капелла располагается в историческом комплексе зданий на набережной р. Мойка (здания перестроены в 1886–1889 по проекту Л. Н. Бенуа); концертный зал по своим акустическим свойствам признан одним из лучших в Европе. В 1816–1882 гг. капелла обладала исключительным правом цензуры на издание и исполнение русской духовной музыки, оказывая таким образом непосредственное влияние на формирование традиций отечественного хорового исполнительства и сочинительства. С 1740 г. предпринимались неоднократные попытки организации при капелле инструментальных классов, постоянная их работа налажена только с 1859 г. В 1846 г. при капелле были открыты регентские классы, в которые принимали по одному из лучших певчих, отобранных из всех церковных хоров. Руководителями и педагогами капеллы до нач. 20 в. были многие выдающиеся музыканты, среди них – Д. С. Бортнянский, А. Е. Варламов, А. Ф. Львов, М. И. Глинка, Г. Я. Ломакин, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, С. М. Ляпунов, А. С. Аренский, С. В. Смоленский.

Среди выпускников инструментальных и регентских классов капеллы – композиторы и дирижёры А. В. Александров, А. В. Анохин, П. А. Богданов, В. А. Дранишников, А. А. Егоров, В. А. Золотарёв, Г. А. Казаченко, Н. Н. Кедров, П. И. Иванов-Радкевич, Н. С. Пономаренко, арфисты Н. И. Амосов, Н. Г. Парфёнов, флейтист Ф. В. Степанов. Диплом регентских классов также получили А. А. Архангельский и Н. Д. Леонтович.

На сцене Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, хор и оркестр капеллы и хор мальчиков Хорового училища имени М. И. Глинки. Фото П. Ю. Трубинова.

В 1918 г. капелла переименована в Народную хоровую академию, в 1922 г. – в Государственную академическую капеллу. В 1920 г. голоса мальчиков в хоре заменены женскими. В 1921–1922 гг. хор числился подразделением Петроградской филармонии. В 1923 г. инструментальные классы, в которые стали принимать и девочек, были преобразованы в школу при капелле. Детский хор периодически присоединялся к основному в качестве дополнительной краски. Именно в таком составе (60 взрослых и 40 детей) хор выехал в 1928 г. на гастроли по странам Европы и в Берлине осуществил свою первую запись на граммофонные пластинки. Регентские классы в 1923 г. стали дирижёрско-хоровым техникумом при капелле, который к сер. 1930‑х гг. утратил самостоятельное значение и стал выполнять функции старших классов школы капеллы. В 1936 г. школа капеллы ликвидирована, и на её основе создана Средняя специальная музыкальная школа-десятилетка при консерватории. В 1937 г. при капелле была заново создана Детская хоровая школа только для мальчиков, просуществовавшая до 1944 г. (с 1941 г. – в эвакуации в с. Арбаж Кировской обл.), не успев дать ни одного выпуска. В 1944 г. на её основе организовано Московское хоровое училище (с 1982 г. им. А. В. Свешникова, с 1991 г. в составе Академии хорового искусства им. В. С. Попова) и Ленинградское хоровое училище при капелле. В 1954 г. капелле и училищу присвоено имя М. И. Глинки (ныне используется только в названии училища).

Хор капеллы в 20 в. возглавляли М. Г. Климов, Н. М. Данилин, А. В. Свешников, Е. П. Кудрявцева, Г. А. Дмитревский, А. И. Анисимов, Ф. М. Козлов, В. А. Чернушенко, хором мальчиков руководили П. А. Богданов, Ф. М. Козлов, В. В. Столповских и др., ныне хор возглавляет В. Е. Беглецов. В числе воспитанников школы и училища капеллы: дирижёры – Е. А. Мравинский, К. А. Симеонов, Е. П. Кудрявцева, А. Г. Мурин, Ф. М. Козлов, В. Н. Минин, А. А. Юрлов, А. С. Дмитриев, В. А. Чернушенко, Д. Г. Китаенко, Е. В. Колобов, С. М. Бычков, Р. Э. Мартынов, В. В. Борисов, А. А. Петренко, В. П. Зива, А. В. Борейко, В. А. Пчёлкин, В. Э. Петренко; композиторы – Г. И. Уствольская, А. А. Броневицкий, Я. И. Дубравин, Д. В. Смирнов, В. В. Панченко, И. А. Демуцкий; певцы – В. А. Атлантов, А. В. Морозов, С. В. Мостовой; музыковеды – Н. Д. Успенский, А. А. Горковенко. Ныне хоровое училище является самостоятельной организацией (с 1986 располагается в здании на ул. Мастерская), а капелла выполняет только концертные функции.

В 1991 г. при капелле создан симфонический оркестр (художественный руководитель А. В. Чернушенко). Капелла гастролирует в России и за рубежом, записывается на компакт-диски, исполняет классическую и современную хоровую музыку.

Государственная академическая капелла имени М. И. Глинки / [авт.-сост.: И. Л. Гусин и Д. В. Ткачев]. – Ленинград : Музгиз, 1957.
Ершов А. И. Старейший русский хор: Ленинградская государственная академическая капелла имени М. И. Глинки, 1703-1978. – Ленинград : Советский композитор, Ленинградское отделение, 1978.
Трубинов П. Ю. Певческая капелла: наследие Л. Н. Бенуа // Леонтий Бенуа и его время : материалы конференции (16-17 октября 2006 г.). – Санкт-Петербург : Ин-т истории искусств, 2008.
Трубинов П. Ю. Капеллане. – Санкт-Петербург : Петроний, 2020.

Вернуться к началу