ЛЬВОВ
-
Рубрика: Музыка
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЬВОВ Алексей Фёдорович [25.5(5.6).1798, Ревель (ныне Таллин, Эстония) – 16(28).12.1870, имение Романи в Ковенском у. Ковенской губ. (ныне в черте г. Каунас, Литва)], российский скрипач и композитор, военный и государственный деятель, обер-гофмейстер (1862). Дворянин. Сын видного государственного деятеля, поэта, писателя и музыканта-любителя, тайного советника (1829) Фёдора Петровича Львова [20.6(1.7).1766–14(26).12.1836], состоявшего членом комиссии по составлению законов при Государственном совете (1810–16; участник подготовки Таможенного устава 1819), помощником статс-секретаря Департамента военных дел (1823–27) и исправляющим должность статс-секретаря Департамента государственной экономии (1827–33) Государственного совета, директором Придворной певческой капеллы (1826–36). Двоюродный племянник Н.А. Львова.
Окончил Ин-т Корпуса инженеров путей сообщения (1818). В 1818–25 занимался производством инженерных работ в военных поселениях, в феврале 1826 вышел в отставку. В 1826–43 – старший адъютант штаба Корпуса жандармов; исполнял также обязанности личного секретаря командира Корпуса и командующего Императорской Главной квартиры генерал-лейтенанта (с 1829 генерала от кавалерии) графа А.Х. Бенкендорфа. Участвовал в русско-турецкой войне 1828–29, отличился при осаде крепости Шумла (ныне г. Шумен, Болгария) и при взятии Варны. В 1828 по личному распоряжению императора Николая I зачислен в свиту «для производства дел, до вояжей относящихся»; сопровождал императора в его многочисленных поездках по России и странам Европы, в 1835 участвовал в больших русско-прусских военных манёврах в Калише (Царство Польское). По указанию Бенкендорфа в 1829 определён заведующим делами Императорской Главной квартиры (в 1839–43 осуществлял руководство её делопроизводством после его отделения от делопроизводства Корпуса жандармов); с 1829 ведал хозяйственными и канцелярскими делами лейб-гвардии Кавказско-Горского взвода (с 1830 полуэскадрона; в 1834 разработал для него эскизы костюмов с национальными элементами каждого из народов, представленных в нём), а с 1832 всего Собственного Его Императорского Величества Конвоя. Флигель-адъютант (1834), генерал-майор Свиты Его Императорского Величества (1843). В 1843–53 управляющий делами Императорской Главной квартиры и Собственного Его Императорского Величества Конвоя. С 1853 на придворной службе. С 1855 также сенатор.
Один из виднейших российских музыкальных деятелей 1-й половины – 3-й четверти 19 в. Получил хорошее домашнее музыкальное образование. Игре на скрипке обучался в том числе у Ф. Бёма, Ш.Ф. Лафона, А. Кайзера, музыкально-теоретическим дисциплинам – у К.Т. Цейнера, И.Г. Миллера, И.Л. Фукса в С.-Петербурге; в 1840 консультировался у Г. Спонтини в Берлине.
С 1808 выступал в благотворительных вечерах, кружках, гостиных, салонах, став крупнейшим российским скрипачом 1-й половины 19 в. Европейскую известность получил его струнный квартет (1835–55), в основном составе которого играли Л. (руководитель), В.В. Маурер, Г. Вильде, граф Матвей Ю. Виельгорский). Хозяин одного из лучших музыкальных салонов С.-Петербурга, в котором участвовали выдающиеся отечественные и зарубежные музыканты (еженедельные собрания в 1835–38 проходили в доме Львовых на углу Офицерской и Большой Мастерской улиц, в 1838–41 – в доме барона Б.А. Фредерикса на Владимирском проспекте, в 1841–68 – в доме Л. на улице Караванной). Концертные выступления Л. за рубежом, в том числе сольные, имевшие огромный успех, всегда, как и в России, проходили на благотворительной основе. Исполнительское искусство Л. высоко ценили Р. Шуман, Ф. Мендельсон, Ф. Лист, Г. Берлиоз, Дж. Мейербер, К. Липиньский, а среди отечественных музыкантов – М.И. Глинка, А.Н. Серов, М.А. Балакирев.
В 1827 вместе с отцом учредил в С.-Петербурге «Музыкальную академию» (впоследствии, видимо, слилась с Обществом любителей музыки) – первое в России общество музыкантов-любителей с официально утвержденным уставом, на вечерах которого выступал как солист и симфонический дирижёр, при обязательном участии в концертах хора Придворной певческой капеллы (собрания проходили в зале графа А.Г. Кушелева-Безбородко на Почтамтской улице).
В 1833 по поручению императора Николая I написал музыку гимна «Боже, царя храни» (на текст В.А. Жуковского). Первоначально названный «Молитвой русского народа» он был впервые исполнен 23.11(5.12).1833 в Придворной певческой капелле, первое публичное исполнение состоялось 11(23).12.1833 в Большом театре в Москве, Высочайшим приказом по войскам гвардии 31.12.1833(12.1.1834) утверждён в качестве гимна.
С 3(15).12.1836 по 22.11(4.12).1861 руководил Придворной певческой капеллой [назначен исполнять обязанности директора незадолго до смерти отца, утверждён в должности исполняющего обязанности директора 2(14).1.1837, директор с 20.2(4.3).1849]. Одновременно являлся наблюдателем хоров: церкви Спаса Нерукотворного при Придворно-конюшенной части, Исаакиевского собора, всех учебных заведений и полков Гвардейского корпуса. При Л. капелла достигла вершины в своей деятельности и приобрела авторитет лучшего хора в Европе. Этому немало способствовали сотрудники Л.: М.И. Глинка – капельмейстер капеллы в 1837–39, выдающиеся регенты – Г.Я. Ломакин, А.И. Рожнов. Л. поднял значение капеллы как образовательного учреждения, открыв в 1839 инструментальный класс (существовал до 1845, возобновлен в 1856), а в 1846 – регентский класс. Добился личных исключительных полномочий духовно-музыкальной цензуры (закреплены Высочайшими указами 1846 и 1850, ранее давались только Д.С. Бортнянскому), что привело к многолетней монополии капеллы в области русской церковной музыки. Совершил попытку проведения церковно-певческой реформы (т.н. реформа Львова, хотя инициатива принадлежала императору Николаю I), направленной на унификацию («уравнение») обиходного церковного пения по всей стране. С этой целью под руководством Л. преподавателями капеллы П.М. Воротниковым и Ломакиным при участии знатока знаменной нотации инспектора капеллы П.Е. Беликова был впервые подготовлен и централизованно издан для повсеместного использования годичный круг православных обиходных песнопений в 4-голосном изложении: «Обиход» в 2 частях (1847–48), «Сокращенный ирмологий знаменного напева» (1847), «Октоих знаменного напева» (1849), «Воскресные утренние антифоны греческого напева», «Утреня [по содержанию – всенощное бдение] греческого напева», а также несколько книг «Ирмосов греческого напева» (1850–52). В полном объёме реформа, однако, не была осуществлена, встретив сопротивление ряда крупнейших русских иерархов, в том числе митрополита Московского Филарета (Дроздова) и митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова).
Л. регулярно предоставлял хор капеллы для участия в концертах Филармонического общества. В 1850 на базе капеллы сам основал и возглавил Петербургское концертное общество, пропагандировавшее на очень высоком исполнительском уровне западноевропейскую музыку – симфоническую и ораториальную (3 концерта в год проходили в Великий пост, дирижировали Л.В. Маурер и Л.). В 1851 на финансовой основе Концертного общества сформировал «вспомогательный капитал» для поддержки вдов и сирот придворных певчих.
В 1856 в дни коронации императора Александра II в Москве обеспечивал музыкальное оформление торжеств, в том числе провёл два духовных концерта по просьбе иностранных гостей. Апогеем деятельности Л.-хормейстера стало освящение Исаакиевского собора (1858), во время которого он руководил сводным хором из 1100 человек. В 1858 г. ввёл практику регулярных концертов хоровой музыки в Придворной певческой капелле.
В композиторском наследии Л. наибольшую ценность представляют духовные сочинения: «Херувимская песнь» № 1 (1837), «Вечери Твоея тайныя» (1845?), «Достойно есть» № 3 (1847), Stabat Mater (в русском варианте «Молитва у Креста», 1851, первое исполнение – 1852, С.-Петербург; неоднократно исполнялось в Европе) и др. Определил направление петербургской школы церковного пения, свое понимание которого изложил в Предисловии к «Обиходу» (1848). Выделяется также концерт Л. для скрипки с оркестром «В форме драматической сцены» (1840), поныне сохраняющий репертуарность. Среди других сочинений: оперы – «Бианка и Гуальтьеро» (1844, Дрезден; 1845, С.-Петербург, в главных партиях – П. Виардо-Гарсия, Дж. Б. Рубини, А. Тамбурини), «Ундина» (1848, С.-Петербург), «Староста Борис, или Русский мужичок и французские мародёры в 1812 г.» (1854, С.-Петербург); оперетта «Варвара, ярославская кружевница» (1848, С.-Петербург); оркестровые вальсы, две Фантазии для скрипки с оркестром, Фантазия (дивертисмент) для скрипки и виолончели «Le duel», романсы и песни, инструктивные пьесы для скрипки; транскрипции песен Ф. Шуберта для голоса в сопровождении скрипки и фортепиано.
Секреты своего исполнительского мастерства Л. изложил в методическом труде «Советы начинающему играть на скрипке (с приложением 24 музыкальных примеров [каприсов]» (1859), ставшем первым российским пособием по игре на скрипке, не утратившей методической значимости и по сей день.
Внёс важный вклад в изучение древнерусской музыки. Трактат Л. «О свободном или несимметричном ритме» (1858), содержащий теоретическое обоснование метрической свободы древнерусской монодии, стал одним из первых в России научных опытов осмысления самобытности русской певческой традиции.
Награждён многими российскими и иностранными орденами. Почетный член С.-Петербургского филармонического общества (1832), Академии св. Цецилии в Риме (1840), Берлинской (1841) и С.-Петербургской (1842) академий пения, Лондонской Королевской академии музыки (1843), Венской (1852) и Роттердамской (1855) музыкальных академий, Саксонского королевского музыкального общества (1857), Флорентийского филармонического общества (1858); магистр-почетный композитор Болонской музыкальной академии (1840); академик-корреспондент Академического института музыки во Флоренции (1860).